Бензиновые войны: когда прекратится рост цен на топливо?

После выборов президента в России началось резкое подорожание бензина и дизельного топлива. И, несмотря на обещания Правительства о принятии мер для остановки роста цен, их повышение пока продолжается.

Подорожание объясняют разными факторами. Например, представители Центрального банка РФ главными причинами называют рост цен на нефть на международном рынке и увеличение акцизов. Однако стоит вспомнить, что в период резкого падения цен на «черное золото» топливо в России тоже дорожало. Эксперты Института права и национальной безопасности констатируют, что экспорт сырья для нефтяных компаний значительно более выгоден, чем продажа на российском рынке, и это так же приводит к росту внутренних цен.

Есть и другой взгляд на проблему. Президент Московской топливной ассоциации заявил, что ранее рост цен на нефть приводил к тому, что рубль укреплялся. Сегодня же рубль отвязан от нефти, и государство заработало огромные суммы на экспорте в период ослабленного рубля. Главной причиной эксперт считает резкий и ничем не обоснованный рост оптовой цены, который на данный момент составил в среднем около 25%.

Весной Российский топливный союз направил обращение президенту и в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) по поводу цен на топливо. В ответ от руководителей ФАС поступило заявление о том, что предпосылки для повышения цен отсутствуют, и нефтяные компании будут оштрафованы. Тем не менее, после того, как цены на бензин пошли вверх, в ФАС посчитали подобный рост обоснованным условиями рынка. В Минэнерго прокомментировали, что ситуация вполне тривиальная и ничем не отличается от прошлого года.

Однако, по мнению представителей Московской топливной ассоциации, с рыночными факторами повышение цен связать нельзя: себестоимость добычи, логистика и налоги не изменились. По их словам, механизм формирования цен на оптовом рынке привязан к биржевой торговле, а некоторые компании искусственно управляют биржевыми индикаторами за счет совершения сделок через подставные компании. Эту точку зрения подтверждают и представители объединения независимых трейдеров нефтепродуктов. По их словам, наблюдается искусственное ограничение предложения топлива на бирже, за счет которого формируется дефицит и провоцируется рост цен на всех этапах продаж — от биржи до конечного потребителя.

Рост оптовых цен неизбежно приводит к тому, что игроки розничного рынка находятся в условиях жесткой конкуренции, а значит вынуждены сдерживать цены для конечного покупателя, работая себе в убыток. Крупные компании могут позволить себе подобное сдерживание, поскольку убытки перекрываются доходами от добычи, переработки и экспорта. Но мелкие фирмы не смогут длительное время выдерживать подобную конкуренцию и, в скором времени, могут уйти. В итоге, рынок будет разделен между тремя—четырьмя крупными компаниями.

Ситуация требует глобальных мер для урегулирования — в частности, изменение налоговой политики. Кроме того, остановке роста цен на топливо может способствовать увеличение производства, поставок на внутренний рынок и торговли на нефтяной бирже. Это приведет к выравниванию спроса и предложения.

Несмотря на заявление главы Минэнерго, который во время прямой линии с президентом сказал, что с конца мая цены на топливо для конечных покупателей не растут, простые автовладельцы наблюдают обратную картину. В данный момент правительство РФ совместно с ФАС и нефтяными компаниями рассматривают пути снижения акциза, что должно стабилизировать цены на горючее. Однако эти меры начнут действовать не ранее чем в середине лета.

А пока бензин и дизтопливо продолжают дорожать. По оптимистичным прогнозам аналитиков, замедление случится только когда цены на заправках достигнут следующих показателей: АИ-92 — 52 рубля, АИ-95 — 53,4 рубля, дизтопливо — 53,2 рубля за литр.