Дата в истории: Русское авто с берегов Даугавы

Реклама РБВЗ довольно подробно информировала читателей о деятельности предприятияРеклама РБВЗ довольно подробно информировала читателей о деятельности предприятия
А.П. Нагель и его экипаж на «Руссо-Балте» после пробега Санкт-Петербург – Рим – Санкт-ПетербургА.П. Нагель и его экипаж на «Руссо-Балте» после пробега Санкт-Петербург – Рим – Санкт-Петербург
Реплика броневика «Руссо-Балт» у здания Государственного центрального музея современной истории России. Фото 2012 годаРеплика броневика «Руссо-Балт» у здания Государственного центрального музея современной истории России. Фото 2012 года

Ровно 110 лет назад – в мае 1909-го – из ворот Русско-Балтийского вагонного завода в Риге вышел первый автомобиль. Впоследствии «Руссо-Балт» стал самой известной дореволюционной российской автомобильной маркой

Основанное в 1869 году, «Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода в Риге» (РБВЗ), в начале ХХ века стало одним из наиболее передовых предприятий Российской империи. Оно выпускало железнодорожные вагоны, стационарные двигатели, баржи, сельхозтехнику и даже трамваи.

В 1904-м, во время Русско-японской вой­ны, было открыто отделение по постройке военного обоза, а когда война закончилась, администрации пришлось думать, как использовать освободившиеся мощности. Тогда-то председатель правления Михаил Владимирович Шидловский и предложил начать выпуск автомобилей. Спрос на них рос из года в год, и идея представлялась перспективной.

С чего начать?

Одним из зарубежных партнеров Русско-Балтийского завода стала бельгийская фирма Fondu, которая, помимо прочего, строила автомобили. Туда-то и решили обратиться за помощью. Однако не все оказалось просто. Известный русский гонщик и журналист Андрей Нагель в своих мемуарах писал: «Задача эта в те времена была весьма неблагодарная... Следует заметить, что пошлина на заграничные автомобили почти не существовала, в то время как пошлина на отдельные части, которых в России достать было нельзя, была непомерно высока. За заграничное шасси платилось всего 70 рублей пошлины, тогда как за то же шасси, ввезенное в разобранном виде, требовалось заплатить более 3000 рублей. При таких условиях конкурировать ценой с заграничными автомобилями было немыслимо, и, строя свои машины, завод заведомо шел на убыток, лишь слабо надеясь на изменение условий ввоза заграничных автомобилей да опираясь на исключительный патриотизм Шидловского, считавшего, что в России во что бы то ни стало должны быть свои автомобили. Но для того чтобы строить машины в России, надо было или делать самим буквально все части, или идти на верный убыток, выписывая из-за границы то, что нельзя было сделать».

Если после долгой стоянки с затянутым ручным тормозом, колодки «прикипели» и одно из колес не крутиться, его нужно попинать и произвести несколько поездок вперед-назад. Тогда колеса разблокируются сами.

В рамках делового сотрудничества в 1908 году бельгийцы командировали в Ригу 26-летнего «очень толкового и энергичного конструктора» Жюльена Поттера. Прежде всего требовалось приобрести недостающее оборудование. В цехах появились прессы для штамповки рам, а также весьма дорогие машины для уравновешивания валов (таких, кстати, не было на многих европейских автозаводах). Современники отмечали: «Действовали очень хорошо оборудованные литейное и корпусное отделения, великолепная кузница…». Тем не менее не все шло гладко. К примеру, брак при литье блоков цилиндров поначалу достигал 50%, в итоге его удалось снизить до вполне приемлемых 10%.

Одновременно решались кадровые проблемы. Поттеру пришлось немало потрудиться, «создавая из простых рабочих специалистов тонкостей производства, монтажа и контроля автомобильных частей». Автомобильное отделение открывалось в расчете на серийное производство. В 1908 году там трудились 10 инженеров и 141 рабочий.

Разумеется, часть деталей поначалу приходилось ввозить: подшипники, магнето, некоторые виды шестерен... Кроме того, многие материалы в России просто не производили, как, например, специальную сталь. Все это делало рижские авто заведомо дороже зарубежных. Зато их изначально проектировали под русские дороги и условия эксплуатации. А это означало, что узлы и агрегаты машин получались исключительно надежными. За качество продукции отвечал контрольный отдел. Вот как его деятельность описывал Нагель: «Малейшая деталь, прежде чем быть сданной в монтаж, измерялась и испытывалась самым тщательным образом и в случае малейшего недостатка безжалостно уничтожалась».

Зимой не затягивайте ручной тормоз даже кратковременно: тормозные колодки могут примерзнуть к барабанам, и вы не сможете тронуться с места.

Почин

Первый автомобиль с надписью «Русско-Балтийский» на радиаторе официально представили 27 мая 1909 года (по старому стилю). Журнал «Автомобиль» тогда писал: «На днях на улицах Петербурга появилась коляска с кузовом гоночного типа, серого цвета, привлекшая всеобщее внимание своим изящным видом и русским национальным флажком у переднего щитка… Коляска эта построена Русско-Балтийским вагонным заводом в Риге для опыта и является первым в России детищем русского автомобильного производства, где каждая часть мотора, шасси и кузова построена в мас­терских данного завода».

Кроме того, читателям сообщали, что «машина имеет 4-цилиндровый мотор мощностью 24 л.с. с карданной передачей и автоматической смазкой». Автомобиль прошел испытания в Риге, затем своим ходом прибыл в Петербург, преодолев 600 верст между городами за 8 часов 2 минуты. С мая по июнь новинка эксплуатировалась в столице, затем снова ушла в Ригу, но вскоре вернулась, чтобы принять участие в пробеге Санкт-Петербург – Рига – Санкт-Петербург, стартовавшем 16 августа. До финиша машина добралась без штрафных очков, и, хотя призов не завоевала, дебют признали удачным.

Если вы пользуетесь прикуривателем, закурив сигарету, не вставляйте прикуриватель обратно в гнездо сразу: на его спирали остались табачные крошки. Постучите им немного о пепельницу и спираль очистится. Иначе вы буквально за месяц натаскаете столько пепла в гнездо прикуривателя, что он перестанет работать.

Вскоре появились модели с кузовами ландоле, дубль-фаэтон и даже лимузин. По отзывам знатоков, «автомобили получались очень хорошие, со всеми последними усовершенствования­ми, иногда даже опережавшими заграничную фабрикацию. Как, например, можно указать на алюминиевые поршни мотора, получившие теперь мировое распространение, в те же годы все поршни делались или чугунные, или стальные».

Само предприятие считалось передовым: на заводе создали прекрасные условия труда, были современные бытовые помещения, столовые, больница и школа для рабочих. Именно поэтому на РБВЗ не случалось забастовок, и даже в самые тяжелые времена он работал как часы.

В 1910 году в Михайловском манеже в Петербурге проходил международный автосалон, на котором открыли стенд Русско-Балтийского завода. Выставлялись две модели шасси с 4-цилиндровыми двигателями. Одно оснащалось мотором в 24 л.с., отлитым в двух блоках, другое (12 л.с.) – в одном блоке. Оба шасси имели 3-ступенчатые коробки передач и карданный привод.

Здесь-то Шидловский и предложил Нагелю стартовать на одном из «Руссо-Балтов» в пробеге на Императорский приз по маршруту Петербург – Киев – Москва – Петербург. Сам Нагель позже вспоминал: «Я не без колебаний принял это предложение: настолько сильно было тогда предубеждение против автомобилей отечественного производства, и я сильно опасался в случае неудачи дать повод к разного рода издевательствам и больше повредить репутации завода, чем ей способствовать. Если я, старый и опытный автомобилист, застрял бы где-нибудь на дороге, это вызвало бы резкие нападки на молодой завод и сильно повредило бы дальнейшему развитию дела. Однако в конце концов меня уговорили, и я решил рискнуть, тем более что с самого начала очень симпатизировал задаче, которую поставил себе завод: создать русскую автомобильную промышленность».

Тем, кто все же решится самостоятельно заменить распределительный вал с рычагами или другие детали механизма газораспределения, напоминаем следующее: поверхности опорных шеек вала и кулачков должны быть хорошо отполированы и не иметь повреждений (следов заеданий, рисок и пр.). Если в результате осмотра вы пришли к выводу, что распредвал еще может послужить, проверьте его радиальное биение. Для этого узел нужно установить опорными шейками (крайними) на две призмы и индикатором замерить радиальное биение средних шеек (до 0,02 мм). Зазор между шейками вала и опорами в корпусе не должен быть больше 0,2 мм. При сборке необходимо учесть, что момент затяжки гаек крепления корпуса подшипников распредвала не должен превышать 22,6 Нм. Болт крепления шкива вала устанавливается на герметик.

Риск оказался оправданным, и в российской автомобильной истории началась «эпоха Руссо-Балтов», в ходе которой рижские автомобили под управлением Нагеля брали призы в престижных международных состязаниях, таких как ралли «Монте-Карло» и «Сан-Себастьян».

К 1917 году, кроме производства в Риге, РБВЗ имел филиалы в Петрограде, Твери и Москве. Кстати, именно на Русско-Балтийском заводе выпускались и знаменитые самолеты «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского.

Производство автомобилей в Риге продолжалось до июля 1915 года, затем завод эвакуировали. Всего же, по подсчетам специалистов, РБВЗ успел построить и капитально отремонтировать около 1100 легковых и грузовых автомобилей различных серий. Почему в список готовой продукции попали и капитально отремонтированные машины, понять несложно: при капремонте часто приходилось заменять шасси и устанавливать новый двигатель.

Увы, до нашего времени дошел всего один «Русско-Балтийский». Это модель серии «К», хранящаяся в коллекции Московского политехнического музея.