Блог главного редактора: Стабильно и неуклонно растём

В последние дни года волей-неволей появляется желание заглянуть в будущее, которое кажется уже совсем близко. Не удивительно, что в это время все люди особенно явно делятся на две категории. На тех, кто любит давать прогнозы, и кто не любит. В том смысле, что одни прогнозируют любя, а другие - тоже этим грешат, но безо всякой любви к этому занятию. Как бы кто не относился к прогнозам, они необходимы с прагматической точки зрения. Без прогнозов не построишь планов. А раз так, я посчитал уместным предложить и свой вариант развития событий на российском автомобильном рынке в 2019 году. Буду рад, если мой прогноз окажется полезен тем, кто читает MOTOR PAGE и поможет спланировать свои действия в следующем году кому-то из нашей читательской аудитории. Будь то частное лицо или компания.

Итак, поехали.

Глобально российский автомобильный рынок, как впрочем и большинство других товарных рынков, будет продолжать жить и работать под влиянием 2 факторов.
С одной стороны - это экономическая ситуация в стране и формируемое ей оптимистичное или пессимистичное потребительское настроение. Другими словами - будем ли мы с вами тратить больше денег и разгонять спрос и насколько активно?
С другой - это действия, непосредственно, участников рынка, к которым можно отнести очень много субъектов: от государственных органов, так или иначе регулирующих авторынок, до дилеров и компаний-производителей. Получится ли у них заставить нас тратить кровно заработанные именно на покупку автомобилей? Вопрос тоже не праздный.

По первому фактору можно с большой долей вероятности сказать, что поводов для более-менее резких колебаний как в сторону потребительского оптимизма, так и в сторону пессимизма на горизонте не предвидится. Экономика, по-прежнему, будет находиться в состоянии вялотекущего роста, измеряемого, согласно нашему правительству, в значениях близких к статистической погрешности. Какой уж тут оптимизм… не свалиться в потребительскую депрессию уже будет прекрасно.

От общего состояния экономики будут “плясать” и участники автомобильного рынка.
С государственными структурами в данной ситуации все хорошо прогнозируемо.
Власти пока не озвучивали на следующий год никаких программ по стимулированию спроса, которые еще совсем недавно достаточно бодро толкали продажи автомобилей вверх. Никаких действий в этом направлении ждать не надо - они бы потребовали миллиардных бюджетных дотаций. А недавнее повышение ставки НДС говорит о том, что государство, по крайней мере, в горизонте года больше настроено “стричь”, чем “подкармливать”.

Спокойная и монотонная музыка oднoзнaчнo способны уcыпить и пoгубить водителя. Для aудиoфoнa в aвтoмoбилe лучшe вceгo выбpaть чтo-тo ритмичное, громкое и динaмичнoe.

Другие участники автомобильного рынка будут, как и в уходящем году, преимущественно “играть от обороны”. Бюджеты продолжат “точечно” расходоваться ими на запуск новых и обновленных моделей и поддержку продаж через тактические рекламные кампании, в рамках которых производители и дилеры станут привычно предлагать разные “Выгоды”, “Скидки”, “Преимущества” и тому подобные “пряники”. Все эти активности, как и в 2018 году, будут поддерживать рост продаж новых автомобилей примерно в тех же темпах: 5-10% в месяц (год к году). Против этого будет играть повышение налогов (прежде всего НДС), но, как сказано выше, “шоковый” эффект от чуть подросших цен должен уравновешиваться запуском новых моделей и “специальными предложениями”, которые будут стимулировать потребителей к покупке автомобилей.

По информации от автопроизводителей, которую недавно собрали и опубликовали наши коллеги из журнала “Автопанорама”, в 2019 году нас ждет выход на рынок порядка 60-70 новых и обновленных моделей, из которых более 50% относятся к сегменту кроссоверов и внедорожников. Как результат - некоторые компании укрепят свои позиции и смогут уверенно ожидать роста продаж (особенно в премиальном сегменте), так как в их модельных линейках появятся новые поколения или обновленные версии уже “знаковых” для российского рынка автомобилей. Достаточно упомянуть Audi Q3 и Q7, Range Rover Evoque, Volvo S60, Nissan Qashqai, Volkswagen Tiguan.

Брызговики нужны не только для прохождения техосмотра и не только в теплое время года. Оптимально, если они из эластичного материала, чтобы легким пинком можно было скинуть тяжелую наледь. Важно, чтобы передние колеса не набрасывали всю эту мерзкую жижу на пороги, ибо образовывающиеся из нее наледи под передними дверками очень ощутимо ударяют по кочкам на дороге.

При этом, в 2019 году ожидается появление ряда моделей, которые выведут сразу несколько марок в новые для них классы или сегменты российского автомобильного рынка. В качестве примера можно привести BMW X7, Lexus UX, Volkswagen Arteon, Skoda Karoq, Renault Arkana и ряд других. Хотя маловероятно, что это как-то существенно подстегнет рост продаж. На общем объеме рынка это практически не скажется, так как произойдет, в большей степени, перераспределение покупателей между сегментами.

Некоторые из компаний проявляют завидный оптимизм и всячески демонстрируют уверенность не только в завтрашнем дне, но и в более отдаленном будущем российского рынка. Так уже объявлено, что в начале 2019 года откроется завод китайского производителя внедорожников и кроссоверов Haval. Еще на прошедшем летом столичном автосалоне всем были представлены и 2 модели, которые будут производиться компанией в Тульской области. Мощности предприятия, как нынче принято, готовы выдать, если потребуется, десятки тысяч внедорожников в год. Вот только между глаголами “потребуется” и “востребуется” в русском языке есть малозаметная, но очень существенная разница. И чем выше будет цена на модели Haval российского производства, тем, к сожалению, существеннее она - эта разница - даст о себе знать. Однако очевидно, что начало местного производства всегда предполагает определенный гарантированный рост продаж для любой марки. Упрощается логистика, с себестоимости снимается “груз” импортных платежей, в целом снижаются издержки. Это позволит производителю если не радикально снизить цену (хотя чем черт не шутит!), то направить больше ресурсов на продвижение, развитие дилерской сети и поставок запасных частей. Все это приведет к определенному всплеску спроса на модели локальной сборки. А они еще, по совместительству, станут и новинками в модельном ряду Haval в России.

В 2019 году по той же причине дополнительный рост продаж можно будет справедливо ожидать и у Mercedes-Benz. В Московской области откроется завод, где планируют выпускать сразу несколько моделей. Сначала это будет седан (E-Класс), а немного погодя и 3 кроссовера (GLC, GLE и GLS).

От заводов плавно переходим к бытовым автоуслугам. Ничто не предвещает снижения темпов, с которыми каршеринг “шагает по стране”. Рынок еще далек от насыщения, а вот интерес к сервису у пользователей только возрастает. После Москвы и Питера логично ожидать, что в процесс активной каршеризации будут включаться все новые и новые города. Тысячи автомобилей, которые будут переданы автопроизводителями операторам каршеринга, поддержат тенденцию к росту рынка в 2019 году.

Разные устройства для отключения аккумулятора давно и с успехом используются многими автовладельцами. Конструктивно это чаще всего просто мощный выключатель, способный выдержать ток в сотни ампер. Обычно его располагают вблизи аккумулятора, что вынуждает хозяина машины каждый раз «нырять» под капот. На УАЗе такие выключатели установлены еще на заводе, причем управлять ими можно из салона. В некоторых конструкциях цепь замыкают съемным «флажком» — получается примитивная «противоугонка». Другая группа выключателей массы — электромагнитные, представляющие собой реле, рассчитанные на большой ток. Ими можно управлять из салона с помощью кнопки на панели приборов, что намного удобнее. Общий их недостаток —наличие дополнительных контактов, при подгорании или окислении которых неизбежно падение напряжения при пуске мотора.

До сего момента речь шла о рынке новых автомобилей. А что же с б/у?
Учитывая экономическую ситуацию, несложно спрогнозировать дальнейший рост продаж и здесь. При том, что цены на новые автомобили начинают уже не просто кусаться, а превращаются в тест на выживаемость спроса как такового, все большее число сограждан будет выбирать либо подержанный автомобиль, либо билет на общественный транспорт. Так как во многих регионах и городах с общественным транспортом дела обстоят не лучшим образом, приобретение автомобиля second hand останется для многих людей единственной альтернативой. Прибавим сюда все более активное продвижение услуг trade-in и продаж б/у автомобилей дилерами, развитие специализированных интернет-площадок и получим достаточно оптимистичную картину.
Тенденция на рост рынка подержанных автомобилей представляется очевидной.

Пусть и небольшая, но положительная динамика продаж в 2018 году стабилизировала ситуацию для дилерских сетей. Если несколько лет назад мы очень часто слышали новости о банкротстве или продаже того или иного дилерского центра, то сейчас регулярно появляются прямо противоположные сообщения. Автопроизводители рапортуют об открытии новых или реконструкции существующих дилерских центров. В следующем году мы, скорее всего, продолжим получать такие позитивные новости, а официальные дилерские сети будут медленно, но верно расширяться.
Для некоторых брендов - прежде всего китайских - развитие сети дистрибуции, по-прежнему, останется одной из приоритетных задач, от успешности выполнения которой будут напрямую зависеть не только темпы роста продаж, но и формирование более позитивного образа этих марок на российском рынке.

Вот, в общих чертах, каким мне представляется следующий автомобильный год в России.
Скромный, но зато стабильный рост. Неизменные марки - лидеры продаж: Lada, Kia, Hyundai, Renault. Тот же (процентов на 90) набор уже ставших “знаковыми” ТОП-25 самых продаваемых моделей: Vesta, Granta, Rio, Creta, Solaris, Polo, Largus, Duster, Rapid, XRAY, 4х4, Tiguan, Sportage, Sandero, Camry, Kaptur, Logan, RAV4, NIVA, Outlander, Octavia, Qashqai, X-Trail, Tucson, CX-5. И главная, с точки зрения объема продаж, интрига 2019 года - молодая, но многообещающая российская автомобильная марка Aurus!

Сергей Мышлявцев, главный редактор MotorPage.ru

Автор

Сергей Мышлявцев, главный редактор MotorPage.ru

Издание

MotorPage.Ru