Как работает и сколько экономит комбайн на метане

«И не своруешь уже топливо…» — сказал президент Александр Лукашенко, познакомившись с комбайном, работающим на метане. Гомельская птицефабрика «Рассвет» первой получила четыре машины «Палессе GS4118К». Уборочная подходит к завершению, а AUTO.TUT.BY узнал, как себя показала новая техника.

Даешь комбайну газ

Все четыре новых комбайна сейчас заняты на уборке кукурузы в Гомельском районе. Степенно проплывают из одного конца поля в другой и обратно. С виду — ничего особенного. Их «газовое» происхождение выдает только надпись на бортах да надстройка сверху на кузове — там спрятаны баллоны с метаном. Еще часть баллонов — сбоку, под обшивкой кузова. Всего их восемь штук, и сделаны они из углепластика. Стальные баллоны весили бы непозволительно много.

"Подуставшие" дворники можно освежить мелким надфилем или наждачной бумагой с мелким зерном, главное не переусердствовать.

Фото: Глеб Малофеев
Дизельный комбайн заправил — и его хватает до конца смены, еще и остается топливо. А газовый нужно дозаправлять в середине дня. Вообще, объем заправки зависит от давления. Можно заправить так, что и газовый будет работать 10 часов, но по нашим нормам больше 200 атмосфер в баллоны загонять нельзя, — говорит Дмитрий, главный агроном птицефабрики «Рассвет».

В мощности, может, чуть и потерял мотор, у него где-то 350 лошадиных сил, но тяга, по словам комбайнеров, даже лучше. «Нет провалов, чуть нажал на газ — и машина вытягивает».

Фото: Глеб МалофеевДвигатель здесь — китайский, от Cummins. Компания имеет большой опыт в производстве метановых моторов
Двигатель здесь — не переделка дизельного агрегата под газ. Это продукт китайского завода Cummins, который выпускает целую линейку моторов для работы именно на метане. Этот двигатель специально адаптировали для нашего комбайна.

Проверьте омывающую жидкость в бачке омывателя. Чистые стекла является залогом безопасного вождения, поэтому подготовка автомобиля к зиме предусматривает проверку уровня омывающей жидкости в омывателе (в его бачке). Конечно, многие автолюбители стараются на зиму заливать незамерзайку, тут необходимо обратить внимание на состав жидкости и ее температуру замерзания. Помните, что в ней не должен присутствовать ядовитый метанол, использующийся напропалую в фальсификатах. Лучше всего покупать такую жидкость, у которой температура замерзания хотя бы на градусов 5 ниже средней зимней температуры, характерной для вашей местности.

А вот сам комбайн практически не поменялся, хотя в нем появилось немало нововведений. Мы забираемся в кабину.

Фото: Глеб МалофеевВсе органы управления у водителя под рукой

В комбайне появились ремни безопасности и «печка»

Смотрите, отопитель появился. Кондиционеры в комбайнах уже не новость, а вот отопители не ставили — уборочная-то проходит летом. Но мы ж работаем и осенью, когда уже холодно. Так что теплая кабина — это хорошо. Еще одна важная функция — датчик присутствия на кресле водителя. Если комбайнер встает с рабочего места, все процессы на комбайне отключаются. Это сделано для безопасности, чтобы комбайнер не полез что-то делать на работающей машине. Появились у кресла и ремни безопасности, как в автомобиле, — рассказывает комбайнер.

Используйте потребители электрической энергии рационально. Комфорт важен, но всё должно быть в разумных пределах. Например, кондиционер: охлаждая сильно нагретый салон, он работает на полную мощность. И это отражается на расходе топлива. Поэтому перед началом поездки мы советуем проветрить салон, потом проехать немного с открытыми окнами и только после этого, закрыв окна, включить кондиционер.

Ну что, поехали? Делаем один проход по кукурузному полю. Идет комбайн мягко, едва покачиваясь. Водитель говорит, что газовый двигатель немного шумнее. Странно. А вообще, грохот механизмов давит на уши, когда открываешь дверь. Если же она закрыта — музыку можно слушать без напряжения. За руль я проситься не стал — работа у комбайнеров и так нелегкая.

Фото: Глеб МалофеевНа дополнительном кресле сбоку всегда сидит помощник комбайнера
Никакой романтики в этом нет. Встаешь в семь утра, готовишь технику, выходишь в поле — и до вечера ездишь. Это тяжелый труд, — признается комбайнер.

Мелкие сколы на лаке и краске можно бюджетно "заделать" обычным лаком для ногтей.

А с виду управлять комбайном легко. Руль вращается одной левой, а правая рука лежит на джойстике, похожем на самолетный. Толкаешь вперед — машина едет вперед. Тянешь на себя — комбайн разворачивается.

Возвращаемся к началу поля: время обеда и заправки. Пока комбайнеры уплетают блюда полевой кухни, мы понаблюдали за процессом заправки.

Зальешь, но не сольешь

Фото: Глеб Малофеев
Заправщик — это тягач «Камаз» с полуприцепом, в котором вертикально расположены сто баллонов с метаном. За задней дверью полуприцепа прячется топливная колонка и несколько кранов-регуляторов. А в кабине — ноутбук. На нем стоит программа учета денег, количества топлива. И заправочная колонка, и ноутбук запитываются от небольшого бензогенератора.

В сильный мороз не рекомендуется сразу заводить автомобиль. Основная причина отказа двигателя в мороз – «севший» аккумулятор. Перед заводкой его надо «взбодрить». Сделать это очень просто. Поверните ключ зажигания в первое положение, чтобы включились электроприборы и приборная панель. Затем помигайте дальним светом секунд 10-15. Это делается для того, чтобы согреть электролит в аккумуляторе и повысить его емкость. Вместе с тем за такой короткий срок вы не рискуете его посадить. Затем можно выключить фары и спокойно заводить двигатель.

Фото: Глеб Малофеев15 минут — и баки комбайна заполнены метаном
Шланг высокого давления подключается от колонки к разъему на комбайне. Пару манипуляций — и процесс пошел. Все восемь баллонов комбайна наполняются примерно за 15 минут, так что на заправку четырех комбайнов уходит не менее часа.

Сам заправщик пополняет запас метана на газовой станции. «Залить» все баллоны с нуля занимает примерно 4 часа. Спрашиваю у оператора, на каком расстоянии лучше стоять от машины или комбайна в процессе заправки. Оказывается, пяти метров достаточно.

— То, что были случаи взрывов на легковых машинах, — это вина поверителей. Деньги берут, а саму поверку не проводят. Естественно, что чем дольше баллон служит, тем больше уменьшается его прочность. Для этого проводится проверка баллона. Если рабочее давление в баллоне на машине — 196 атмосфер, то при проверке баллона туда закачивается 320 атмосфер. То есть проверяется запас прочности и дается гарантия, что он будет работать. Проверяют также крепления, герметичность системы. Взрывается из-за того, что кто-то плохо сделал свою работу, — рассказывает оператор автомобиля-заправщика.

Проблема - завести зимой двигатель. Перед стоянкой попробуйте укутать прогретый двигатель каким-нибудь старым пледом. Для утепления аккумулятора используйте поролон. Если заранее Вы не успели утеплить двигатель или аккумулятор, то возьмите из дома небольшой обогреватель и удлинитель. Некоторые автомобилисты зимой все время возят их в машине. Прогрев обогревателем двигатель, через несколько минут Вы без труда заведете машину.

Фото: Глеб МалофеевУглепластиковые баллоны выдерживают огромное давление
Насчет безопасности здесь все продумано. Баллоны не металлические, а из углепластика. Давление выдерживают просто огромное. К тому же стоят перепускные клапаны и плавкая вставка. Если какое-то возгорание — вставка плавится, открываются клапаны и идет сброс давления. Гарантия на баллоны — 20 лет.

Если после смены баллоны еще не пусты — комбайнер молодец, сэкономил. Но…

Рассказывают такую историю, что один водитель пытался с хлебного фургончика «слить» немного метана для личных нужд в бытовой баллон. Соорудил какой-то переходник со штуцерами, соединил, повернул кран. Бабахнуло так, что фургончик стал похож на раскрытый тюльпан, а батоны летали по всему сараю, — смеются суровые комбайнеры.

Многие, запуская в зимний период двигатель машины, совершают ошибку, нажимая на педаль сцепления. Автомобильному стартеру, поверьте, намного проще придать движение валу КПП и ведомому диску, чем, зажатому сцеплением, коленчатому валу двигателя. Правда, вышесказанное не относиться к ситуации, когда в коробке передач в сильные морозы замерзло масло, хотя это маловероятно, так как «устаревшим» нигролом практически уже никто не пользуется.

Метановая экономика

Техника очень экономная. Давайте считать. Литр газа стоит 65 копеек, а литр дизеля — 1,67 рубля. Нам на четыре комбайна надо было в среднем тысячу литров «дизеля» в день заправить — это 1670 рублей. Газ выходит почти в три раза дешевле. И это экономия в день. А если, как у нас, уборка идет два месяца, то можете посчитать, какая экономия получается, — объясняет главный агроном.
Фото: Глеб Малофеев

Дизельный комбайн с жаткой стоит порядка 135 тысяч долларов. А метановый — уже примерно 200 тысяч. Дорогое оборудование, баллоны. Да и производство пока опытное, практически штучное. В серии комбайн должен стоить дешевле.

При работе со стеклорезом используйте липкую ленту. Она поможет трещине на стекле следовать указанному направлению.

Комбайны были закуплены для нашего предприятия за бюджетные средства, наша птицефабрика — государственное предприятие. Мы сами заготавливаем сырье для птицефабрики, поэтому нам и выделили четыре машины для проверки, анализа — выгодно — невыгодно. Если экономия окажется значительной — будем расширять парк такой техники.

Читайте также

Фото: Павел МурашкоИдеальное сочетание или лишняя опция? Чем нас удивил и расстроил УАЗ Patriot с «автоматом»
Фото: Павел МурашкоСвидерский о ценах на Geely в России: «Говорят, там на 40 процентов дешевле. Обман и фальсификация»
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: