По приказу святополка окаянного был убит князь. Клубок первый святополк окаянный. Святополк - отрицательный персонаж в истории

Владимир Святославич начинал свою княжескую «карьеру» как коварный, мстительный язычник, но впоследствии, утвердившись во власти, сумел сделать столько полезного для Руси, что память о нем осталась как о Красном Солнышке. Не таков был его наследник – народ назвал его Окаянным. За какие же «подвиги» наградили русичи преемника Владимира столь нелестным именем на века?

После кончины Владимира престол должен был достаться либо Борису, либо Глебу – какому-нибудь из любимых сыновей Владимира. Но кроме любимых детей, был у великого князя усыновленный племянник – Святополк. Именно его отца убил Владимир перед тем, как занять киевский престол.

Святополк, конечно, не мог испытывать к отчиму дружеских чувств. Да и Владимир отвечал ему взаимностью, правда, старался сделать для племянника все, что мог. Святополк полагал, что имеет право стать великим князем – вместо родного отца, погубленного Владимиром. И он начал действовать, едва только объявили о кончине Владимира Святославича.

Святополк решил уничтожить всех возможных конкурентов. Первой его жертвой стал Борис. Будучи в Киеве, Святополк одним из первых узнал о смерти главы государства и подослал к Борису наемных убийц. Борису сообщили верные люди, что на него готовится покушение, но он не стал выступать против брата. Он верил: распрей не будет, Святополк станет теперь всем братьям вместо отца. Но он жестоко ошибся. Четыре наемника оборвали его жизнь во время молитвы. Киевляне считали, что Борис мог бы стать добрым, справедливым правителем: он отличался спокойным нравом, обладал мудростью и храбростью.

Следующей жертвой Святополка стал второй брат, Глеб. Он находился в Муроме и еще ничего не знал о кончине отца. Святополк обманул его, отправив гонца с известием, что Владимир болен и хочет его видеть. Глеб вышел с небольшим отрядом, но по дороге его встретили посланцы еще одного брата, Ярослава, которые и рассказали правду.

Глеб не успел оплакать отца и брата: он тоже был убит. Следующий из братьев, Святослав, услышав о злодеяниях Святополка, решил бежать в Венгрию. Однако рука убийцы настигла его.

Так Святополк оказался на престоле. Щедрой рукой он раздавал дары киевлянам, но народ относился к нему враждебно.

Нашествие поляков

Теперь у Святополка остался лишь один серьезный противник – Ярослав, который находился в Новгороде. Ярослав был в растерянности: он только что расправился с новгородцами, которые подняли бунт против варягов, служивших в княжеской дружине. Варяги эти чинили беспорядки в городе, грабили мирных жителей. Ярославу нужна была поддержка, ведь он понимал, что Святополк рано или поздно доберется и до него. Но он настроил жителей Новгорода против себя, а потому не мог рассчитывать на их помощь. Однако ему все же пришлось пойти на риск: он собрал новгородцев и поведал им о злодействах Святополка. Новгородцы были так потрясены, что решили помочь Ярославу в борьбе против кровожадного брата.

Ярослав с новгородцами выступили в поход, одолели Святополка, и тот бежал в Польшу. Казалось бы, угроза миновала. Новым великим князем стал Ярослав, который начал понемногу вникать в государственные дела. Но тут новое бедствие обрушилось на Русь: польский король Болеслав Храбрый, поддерживаемый Святополком, выступил в поход на Киевскую Русь.

Болеслав брал города один за другим. Он был опытным воином и талантливым стратегом, поэтому это удавалось ему без больших потерь. Ярослав укрылся в Новгороде. Не зная, что ему делать, будущий князь Ярослав Мудрый намеревался бросить все и бежать к варягам. Он не надеялся, что сумеет справиться с поляками, и уже пришел в отчаяние.

Но ему помогли новгородские бояре, не желавшие видеть чужеземца на великокняжеском престоле и питавшие отвращение к братоубийце Святополку. Они собрали деньги и войско, а Ярослав нанял дружину из варягов, и все вместе они выступили против поляков и Святополка.

Тем временем Болеслав, заняв Киев, стал вести себя как единоличный правитель, что не понравилось Святополку. И этот последний, действуя в своих «лучших традициях», принялся через верных людей уничтожать находившихся в Киеве поляков.

Раздор в стане противника сыграл на руку Ярославу. Братья сошлись в бою на том самом месте, где убийцы, подосланные Святополком, оборвали жизнь князя Бориса. После долгого боя Святополк обратился в бегство. Удача отвернулась от Святополка окончательно: он вдруг заболел, был обездвижен. Дружинники сумели доставить его в Богемские пустынные земли, где он и умер.

Конец правления Святополка Окаянного

Что сделал Святополк для Руси? Никаких славных деяний не совершил он за свою жизнь. Наоборот, лишь убийства, причем коварные, совершенные руками наемников, помнит народ. Только раздоры и боль принес он родной земле. Сжигаемый лишь жаждой власти и мести сыновьям Владимира, он отдал на поругание и разграбление иноземцам русские города.

Бесславным изгнанием и смертью на чужбине закончилось короткое правление Святополка Окаянного.

6 августа День памяти первых российских святых великомучеников князей Бориса и Глеба, убитых своим старшим братом Святополком, прозванным позднее Окаянным. Действительно ли Святополк убил своих братьев, либо он лишь жертва в кровавом плане Ярослава Мудрого? На эти и многие другие вопросы ответит эксперт по истории Русской Православной Церкви Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ. Мероприятие проводится в рамках проекта «Осторожно, история!», организованного агентством «РИА Новости», радиостанцией «Эхо Москвы» и газетой «Известия».

Вступительное слово: Здравствуйте, мои уважаемые респонденты. Спасибо вам за ваши вопросы. Я очень рад, что эти исторические события, связанные с именами святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба вызвали столь живой интерес. Дело в том, что Борис и Глеб это не только первые русские святые, об этом мы еще поговорим, но и подвигоположники, явившие такой уникальный образ святости как страстотерпчество, характерные для традиции русского благочестия. А сейчас давайте приступим к вопросам.

Андрей, Москва : Почему Святополк бежал в Польшу? Почему польский король поддержал его и помог изгнаннику вернуть киевский престол?

Алексей Светозарский: Дело в том, что Святополк вынужден был бежать в Польшу, поскольку столкнулся с весьма активными действиями Ярослава, который как знамя поднял имена убитых Святополком братьев и начал борьбу за киевский престол под лозунгом священной мести. Именно поэтому Святополк, потерпев поражение в битве под Любичем, должен был бежать в Польшу, где получил поддержку Болеслава Храброго, польского короля, который был его тестем. Болеслав чрезвычайно активный политик, боровшийся за Чехию с германским императором, воевавший в свое время с князем Владимиром, не преминул воспользоваться ситуацией, тем более что для этого у него были все основания (помощь близкому родственнику). Болеслав насылал печенегов на Киев, и от этого набега Ярослав еле отбился. Затем Ярослав в союзе с императором Генрихом Вторым выступил к польской границе, но потерпел неудачу.

В 1017 году Болеслав захватил Киев, а Ярослав должен был с поспешностью отступить. Поляки, немцы, венгры и печенеги, оказавшись в Киеве, вызвали недовольство киевлян своим поведением, в городе началось восстание и Болеслав ушел. Возможно, восстание спровоцировал Святополк, тяготившейся затянувшимся пребыванием тестя в Киеве. После этого удача от Святополка отвернулась, он был разбит на реке Альте в 1019 году. И затем бежал. По разным источникам он либо умер от ран в Бресте, либо был убит варягом Эймундом из дружины Ярослава, либо, как считает наша древняя летопись («Повесть временных лет»), погиб злой смертью где-то между Польшей и Богемией.

Владимир, Москва: В школе каждый для себя извлекает уроки из истории. Какой урок мы можем извлечь из истории со Святополком Окаянным?

Алексей Светозарский: Урок из истории со Святополком Окаянным извлекли уже наши предки. Образы убитых им князей, покровителей княжеского рода, святых сродников в течение многих лет служил светлым идеалом евангельского отношения к политике. Но не только. Русские князья воспринимали их как своих особых молитвенников. Достаточно вспомнить явление Бориса и Глеба Пелгусию накануне битвы со шведами. Подвиг осветил существовавший порядок государственного устройства, основанный на родовых началах. А пример Святополка Окаянного (подобного библейскому братоубийце Каину) стал предостережением для других князей. Почитание Бориса и Глеба стало объединяющим началом для наших предков, переживавших период феодальной раздробленности, их мощи являлись общерусской святыней, в то время как большинство подвижников того времени почиталось лишь местно, в отдельных областях и княжествах.

Светлана, Москва: Откуда появилась уверенность что Бориса и Глеба убил Святополк, очень многие историки приходят ко мнению, что это сделал Ярослав Мудрый.

Алексей Светозарский: Исходя из исторических источников, не могу согласиться с предположением о том, что Бориса и Глеба убили по инициативе Ярослава Мудрого. Для этого нет решительно никаких оснований. Более того, Сергей Михайлович Соловьев не без оснований утверждает, что на тот момент Ярослав был крайне заинтересован в том, чтобы Борис остался в живых и активно действовал против Святополка.

Напомню, что перед смертью Владимира Ярослав находился с ним в затяжном конфликте. А после смерти отца столкнулся с очень сильным соперником в лице Святополка. Поэтому, естественно, что он надеялся на длительную борьбу Бориса со Святополком.

Марина, Москва: К сожалению, я впервые услышала это имя — Святополк. Скажите, почему так мало внимания учителя уделяют истории древней Руси, и чем бы это изучение пошло нам на пользу?

Алексей Светозарский: На мой взгляд, действительно в школьном курсе русской истории изучению Древней Руси уделяется не так много внимания и времени. Но, полагаю, что здесь многое зависит от личности учителя, не случайно многие из нас, проходившие историю в средней школе еще в советские времена, когда изучению русской истории, и в том числе истории Древней Руси, до монгольского периода, уделялось совсем немного места, тем не менее знают эту поучительную историю о первых русских святых и о их коварном убийце.

Несомненно, согласен с Вами, что более подробное изучение истории домонгольского периода пошло нам на пользу, поскольку цивилизация Киевской Руси явилась основой цивилизации трех братских православных восточно-славянских народов – русского, украинского и белорусского, и тех народов, которые связали с ними свою историческую судьбу. Именно в этот период сформировались основы нашего менталитета и многие архетипы национального сознания.

Владислав, Москва: Святополку и Ярославу была выгодна их братьев Бориса и Глеба? Почему тогда большую вину взваливают на Святополка?

Алексей Светозарский: Дело в том, что согласно историческим источникам, именно Святополк осуществил братоубийственный замысел. Несомненно, святой Борис был очень сильным конкурентом для Ярослава. Но обстоятельства сложились так, что Ярослав выступил мстителем за братьев в соответствии с понятиями о родовой мести, характерными для того времени.

Юрий, Москва: Братоубийственные распри были характерны для Руси? Прослеживается ли здесь некая тенденция?

Алексей Светозарский: Братоубийственные распри были характерны, конечно, не только для Древней Руси. Можно предположить, что Святополк вполне мог руководствоваться примером соседей – своего тестя Борислава Храброго, который изгнал из Польши своих младших братьев, а одного родича даже ослепил, и Борислава Рыжего, в Богемии оскопившего своего брата и пытавшегося убить другого брата. Борьба за власть между князьями-братьями или близкими родственниками (дядя-племянник, отец-сын) была характерной для периода феодальной раздробленности.

Но важно отметить другое. На Руси грех небратолюбия всегда осуждался церковью и народным сознанием. Эта мысль особенно подчеркивается в таком замечательном произведении древнерусской литературы как «Чтение о Борисе и Глебе», автором которого является Нестор летописец. Эта мысль постоянно присутствует в общественном сознании, и пример Бориса и Глеба, отказавшихся от междуусобной борьбы ради своих христианских убеждений, играет здесь не последнюю роль. Более того, наши предки из числа людей книжных воспринимали Батыево нашествие как наказание, посланное свыше именно за княжеские усобицы.

Важно отметить еще один момент – в те времена государственное единство только складывалось, поэтому жители других областей, представляющие собой противоборствующую сторону, воспринимались почти как иностранцы. Таковыми в глазах южан были новгородцы, а в глазах новгородцев – киевляне. В этом, несомненно, ощущалось влияние родового строя.

Олег, Москва: Почему в одних источниках Святополка называют сыном Ярополка, в других — сыном Владимира?

Алексей Светозарский: Вопрос отцовства Святополка затрагивается лишь в одном летописном фрагменте, где проклятый братоубийца для усугубления негативной характеристики именуется сыном двух отцов. Но это скорее риторический прием. Дело в том, что мать Святополка, гречанка по происхождению, была вдовой Ярополка, неудачливого соперника Владимира, и последним была взята в жены, после того как брат-соперник, то есть Ярополк, проиграл. От этого брака Владимира с вдовой Ярополка и родился Святополк.

Михаил: Какова роль Святополка в истории? Как вы считаете, является ли он характерным властителем периода феодальной раздробленности?

Алексей Светозарский: Полагаю, что Святополк представил собой негативный пример правителя, переступающего через нравственные заповеди на пути к престолу. К сожалению, подобные явления были не редки. Но по контрасту с действительно светлыми образами Бориса и Глеба Святополк выглядит особенно негативно. Свою роль сыграло и то, что трагические события развернулись в особый период нашей истории – на заре начала христианства среди первого, второго поколения русских христиан, осмыслявших события современности через призму нового евангельского учения.

Несомненно, в данной системе координат Святополк и должен был получить самую негативную оценку, о чем ясно свидетельствует его прозвище – Окаянный, подобный Каину. Конечно, в какой-то мере его действия характерны, также как и действия многих других властителей периода феодальной раздробленности. Но в борьбе за престол он идет дальше многих, предполагая уничтожить всех потенциальных соперников. Напомним, что Святополк явился виновником гибели еще одного брата – Святослава, бежавшего из своего удела и погибшего где-то в районе Карпат.

Александр, Москва: Как Вы относитесь к версии, согласно которой в смерти Бориса на самом деле виноват не Святополк Окаянный, а Ярослав Мудрый, позже замаскировавший своё участие в убийстве? Смерть братьев была ему даже более выгодна, чем Святополку. И еще одно. Профессор Санкт-Петербургского университета Осип Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде» («Эймундова прядь»), обнаружил там, что варяг Эймунд (который и убил Бориса по русской версии) вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается, как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом (Борисом), причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Одни исследователи предполагают под именем «Бурислейфа» Бориса, другие - польского короля Болеслава, которого сага путает с его союзником Святополком).

Алексей Светозарский: Я бы не стал доверять такому жанру, как сага. Все-таки это произведение особого рода, тем более что и сам автор вопроса отмечает здесь очевидные противоречия. В качестве аналога приведу в пример изложение истории крещения князя Владимира в другой византийской саге – Саге об Олафе, которая существенно отличается от вариантов, приведенных в русских и зарубежных источниках (западноевропейских, византийских и арабских). И еще одна аналогия. Обращение к устному народному творчеству в плане изучения русской истории привело бы к тому, что мы с вами изучали бы историю князя Владимира и его эпохи, например, по русскому богатырскому эпосу, который содержит немало забавных анахронизмов, не замечаемых народным сознанием, но очевидных для историка. Например, князь Владимир сражается с татаро-монголами и так далее.

Светлана, Москва: Когда и, главное, почему Борис и Глеб стали первыми русскими святыми и небесными помощниками русских князей? В чем проявилась их святость? Ведь они погибли не защищая христианство и убиты были христианами, а не язычниками. К этому времени уже было достаточно русских князей погибших в битвах с «погаными», а их почему то не «произвели» в святые.

Алексей Светозарский: Борис и Глеб не мученики, пострадавшие за Христа, хотя их таковыми именовали. Но страстотерпцы, поставившие следование заповедям Евангелия выше всех земных интересов, в том числе и политических. Это высочайший идеал, его носителей всегда бывает немного. Это очень чутко почувствовали наши предки, которые вскоре после страдальческой кончины братьев стали почитать их как святых, что привело к достаточно скорой канонизации (или в 20-е годы 11 века, или в 1072 году).

Еще один важный момент – критерием канонизации явился не только их самоотверженный поступок, но и многочисленные чудеса, совершившиеся у их святых мощей и зафиксированные современниками. В те времена именно наличие чудес являлось основным критерием для прославления в лике святых. По причине отсутствия чудес очень долго не канонизировали князя Владимира, княгиню Ольгу, святого Исайю Ростовского и некоторых других подвижников, отличавшихся праведной жизнью и имевших несомненные заслуги перед церковью и христианским народом.

Из примеров страстотерпцев можно привести уникальный случай со святым Михаилом Черниговским, осознанно отказавшемся выполнять ритуальные действия в ставке Батыя. Таких людей было немного, большинство русских князей принимало (вынуждено было принимать) основанный на языческих суевериях этикет в ставке монгольских ханов. Но, тем не менее, каждый из них понимал, что в идеале по-настоящему поступил лишь Михаил.

Из истории княжеской святости известны также случаи жертвенного служения (именно жертвенность, а не факт гибели на поле брани или в ставке врага считался критерием святости), таких князей как Михаил Тверской, Георгий Владимирский, Василько Ростовский и другие. Но это уже другая эпоха, хотя, несомненно, память о Борисе и Глебе сыграла в этом определенную роль.

Завершающее слово: Выражаю благодарность всем своим заочным собеседникам, благодаря которым я вновь обратился к этой давней и поучительной истории, произошедшей на заре нашей национальной истории и в начале истории нашей святости. Спасибо.

Князь туровский (988-1015) и великий князь киевский (1015-1019) Святополк Владимирович, известный в древнерусской историографии как Святополк Окаянный, родился около 979 года. При крещении ему дано было имя Петр.

Святополк - сын Ярополка Святославича, его мать Юлия была гречанкой, монахиней. Как гласит летопись, ее в свое время привел как пленницу Святослав и выдал за Ярополка.

Летописец сообщает, что после убийства своего брата Ярополка князь Владимир Святославич взял в жены его вдову, которая была уже беременна от Ярополка. Вскоре она родила сына Святополка, которого Владимир воспитывал наравне со своими детьми. Поэтому в одних источниках Святополка называют сыном Ярополка, в других - сыном Владимира.

Около 988 года Владимир дал Святополку удел в Турове.

Около 1013 года Святополк женился на дочери польского князя Болеслава Храброго. Вместе с юной княгиней прибыл в Туров и ее духовник, епископ Рейнберн, который, очевидно, имел намерение отторгнуть Русскую церковь от Константинополя и переподчинить ее Риму.

Святополк, недовольный Владимиром и подстрекаемый женой и епископом, стал вести подготовку восстания против князя Владимира, заручившись поддержкой тестя. Но заговор был раскрыт, и Владимир заключил Святополка в темницу вместе с женой и Рейнберном.

Владимир умер в 1015 году во время подготовки к походу на Новгород против другого мятежного сына, Ярослава. Князь не успел сделать никаких распоряжений относительно наследника, а потому Святополк вышел на свободу и без каких либо затруднений занял престол.

В «Повести временных лет» Святополк обвиняется в организации убийства Бориса и Глеба, которые причислены к лику святых, как невинно убиенные. Первым делом Святополк решил расправиться с любимчиком Владимира, ростовским князем Борисом, в распоряжении которого находилась великокняжеская дружина. Святополк послал к Борису верных людей. Во время заутрени убийцы пробрались к шатру князя и искололи того копьями. Израненного, но еще живого Бориса привезли к Святополку, и уже там зарубили мечом. Затем Святополк послал гонцов к Глебу Муромскому, приглашая его навестить якобы тяжело больного отца, о смерти которого Глеб еще не знал. По дороге на Глеба напали подосланные Святополком убийцы, и один из людей Глеба, повар по имени Торчин, по приказанию злодеев зарезал своего господина. Третий брат, Святослав Древлянский, узнав о гибели Бориса и Глеба, бежал в Венгрию, но по дороге его нагнали люди Святополка и тоже убили.

После произошедших расправ над родственниками Святополк получил от современников прозвище «Окаянный» .

Узнав об убийстве братьев, новгородский князь Ярослав при поддержке варягов и новгородцев в 1016 году пошел войной на Святополка. Началась борьба за власть между Святополком и Ярославом. Войска встретились на Днепре при Листвене. Ярослав пошел в атаку, воспользовавшись моментом, когда шел пир Святополка с дружиной. Войска Святополка Окаянного были разгромлены и брошены в реку. Ярослав захватил престол в Киеве.

Князь Святополк бежал в Польшу и призвал на помощь короля Болеслава I Храброго, своего тестя. В 1017 году при поддержке печенежских и польских войск они двинулись походом на Киев. Встреча дружин произошла на Буге, Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород .

Киевский престол снова стал принадлежать Святополку. Чтобы не содержать войска своего тестя Болеслава, которые были поставлены в русских городах, он изгнал поляков. Вместе с Болеславом Храбрым ушло и большинство киевских бояр.

Тем временем на собранные новгородцами деньги Ярослав нанял новое войско из варягов и пошел на Киев. Оставшийся без военной силы Святополк бежал к другим союзникам - печенегам. Там он набрал новое войско и двинулся на Русь. В 1019 году Ярослав встретил его на реке Альте, недалеко от того места, где был убит Борис. Печенежское войско было разбито, а сам Святополк был тяжело ранен. Он бежал в Польшу, затем в Чехию.

Летописцы писали: «…и расслабишася кости его не можааше седети, несяхут и на носилех». Всеми покинутый, он умер в 1019 году по дороге где то между Польшей и Чехией.

Знает немало случаев братоубийства. Тот же Владимир, отец (а по некоторым источникам - дядя) Святополка, убил своего брата Ярополка, да еще в тот момент, когда жена его была на сносях, а прозвище имел Красно Солнышко.

Святополк свою приставку к имени - Окаянный - получил, наверное, из-за количества убитых братьев. Их было три: Борис, Глеб и Святослав.

Первые правители Руси

Князь Святополк, по некоторым данным, был Владимиру I не сыном, а племянником, так как Красно Солнышко тут же женился на вдове убитого Ярополка, гречанке Юлии, а она уже вынашивала очередного братоубийцу. Собственно, Святополк имел все права на Киевский престол и как Владимирович, потому что был старшим сыном после смерти Вышеслава, и как Ярополкович, потому что был законным сыном законного киевского правителя. Все перечисленные были первыми русскими правителями, с которых началась история Руси. Святополк был праправнуком Рюрика, правнуком Игоря и Ольги, внуком Святослава, сыном или племянником Владимира. При них становилась Русь, крестилась, при них крепла вера и приумножались земли.

Заслуженная приставка к имени

Конечно, не все они были братоубийцами. Судя по летописям и историческим источникам, о Борисе и Глебе у современников остались светлые воспоминания. Учитывая невинную смерть и высокие душевные качества, братьев-страстотерпцев канонизировали, и они стали первыми русскими святыми. Их кровь прекратила крамолу на Руси. Почему их убил Святополк Владимирович Окаянный? Почему его так назвали? Почему к святым не причислен Святослав, так же павший от руки Окаянного?

Сам термин «окаянный» в Древней Руси имеет следующие синонимы: нечестивый и греховный, отверженный церковью и проклятый. То есть если Святополку дали такое прозвище, и он «прославился» с ним в веках, значит, преступления его переполнили чашу человеческого терпения. Святополк Владимирович Окаянный не прожил и 40 лет (родился в 979-м, умер в 1019 году), Киевской Русью правил около года и остался в памяти людей как убийца братьев.

Чужак

Воспитывался он Владимиром как собственный сын и получил княжение в Турове, столице Туровского княжества, расположенного на территории нынешней Белоруссии. Позднее Красно Солнышко дал ему в держание древлянские земли и Пинск, то есть, как видим, совсем не обижал его.

Князь Туровский Святополк на этом престоле был первым представителем рода Рюриковичей и княжил там с 988 года. Сам Святополк называл себя сыном Ярополка. Происхождение его отражено и в имени. Все другие сыновья Владимира Крестителя имеют в именах корень «слав» в честь деда Святослава: Изяслав и Вышеслав, Ярослав и Мстислав. А в имени Святополка первый слог указывает на то, что дедом был действительно Святослав Игоревич, а отцом - Ярополк. Абсолютно точных данных нет, да и мать не всегда указывается гречанкой (иногда говорят о чешке, которая была первой женой Владимира). В «Повести временных лет» о нем пишут как о сыне двух отцов и называют «злым плодом».

Жена-католичка

Так или иначе, но все поступки героя нашего повествования указывают на то, что он не любил ни самого Владимира, ни братьев, ни сестер. Так, в 1018 году Святополк Владимирович Окаянный взял в заложники сестер и мачеху, то есть очередную жену Владимира, и своего брата Ярослава, прозванного позднее Мудрым. Кроме того, он женился на польской принцессе, дочери Болеслава I Храброго, в 1015 году. У барышни был духовный наставник - кольбергский епископ Рейнберн, и все они вместе мечтали переподчинить Русь католическому Риму. Для этой цели надо было свергнуть Владимира, который к тому же когда-то убил отца Святополка. Но заговор был раскрыт греческим священнослужителем Анастасом Корсуняниным, который в период был фактическим лидером Русской православной церкви.

Достижение желанной цели

Святополк Владимирович Окаянный с женой и ее наставником были брошены в тюрьму. Можно представить себе, каким злым он вышел оттуда после смерти Владимира, случившейся 15 июля 1015 года. Никого из братьев в Киеве не было, Святополк беспрепятственно занимает престол и становится Великим Он не признавал всю родню, но любимчика отца - Бориса - ненавидел люто. Киевляне его поддержали. Как Окаянный мечтал о власти, можно судить по тому, что, сидя на престоле всего год, он успел выпустить свою валюту - сребреники с круговой надписью вокруг портрета: «Святополк на столе».

Циничный убийца

За этот же год он убивает трех братьев (считая их не родными, а сводными) - ростовского князя Бориса, любимца армии и народа, муромского князя Глеба и древлянского Святослава. Борис и Глеб отличались набожностью и простой человеческой порядочностью.

Они не слушали уговоров близкого окружения и откликнулись на лживый призыв Святополка о желании примирения. Глеба, не знавшего о смерти отца, Святополк вообще вызвал от имени Владимира. Причем и Борис, и Глеб признали власть нового Киевского князя безоговорочно и пообещали чтить его, как чтили своего отца. Бориса Окаянный убивал с особой жестокостью. Святослав хотел бежать в Венгрию, но убийцы его настигли и там. Может быть, потому, что он оказывал сопротивление и не присягал на верность Святополку, церковь и не причислила его к лику святых.

Окаянный злодей

Святополк Владимирович Окаянный, не задумываясь ни на минуту, убил бы и Ярослава, но при первой встрече под Любечем на Днепре был разбит его войсками, и Ярослав занял Киев.

Но Окаянный, сбежавший к тестю, вернулся с ним и польскими войсками, которые под руководством Болеслава I Храброго разбили новгородцев на Буге. Святополк снова занял Киевский престол. Но в этом человеке, очевидно, отсутствовали любые положительные качества, в том числе и элементарная благодарность: он изгнал из Киева польские войска, чтобы не ставить их на довольствие.

Зло наказано

Вернувшийся с варягами Ярослав окончательно разбил всех союзников Святополка (в этот раз это были печенеги) на реке Альте, рядом с тем местом, где убил своего брата Глеба Святополк Владимирович Окаянный. Краткая биография его содержит факты заговоров, предательств, убийств и... ничего, что было бы сделано, как его отцом Владимиром Крестителем и братом Ярославом Мудрым, во славу земли русской. Точных сведений о том, когда, где и как он умер, нет. Существуют легенды, что во время бегства с поля боя братоубийца сошел с ума и умер где-то в пустынном месте на границе Польши и Чехии.

Ничем не подтвержденные варианты

Существуют некоторые версии, которые гласят, что Святополк был оговорен, и что к убийству братьев Бориса и Глеба он не имеет отношения, дескать, это дело рук Ярослава, который открыто выступал и против отца.

Перед смертью Владимир готовился к походу на Новгород для усмирения непокорного сына, которому и мечтать-то - при наличии старших братьев - о Киевском престоле не приходилось. А Ярослав был очень честолюбив. Кроме того, именем этого Святополка продолжали и дальше называть княжеских детей, в то время как существовал четкий набор родовых княжеских имен, из которого исключались «плохие». Кстати, в скандинавской «Саге об Эдмунде» именно Ярослав указывается как убийца Бориса. Трудно, однако, представить, чтобы Ярославу по плечу было в те времена, при отсутствии СМИ, совершить убийство трех братьев и так удачно свалить вину на Святополка, который на протяжении вот уже нескольких сотен лет считается окаянным убийцей Бориса и Глеба, ставших после смерти небесными защитниками Отечества.

Владимир Святославич

7-й Великий князь Киевский
1015 - 1016

Предшественник:

Владимир Святославич

Преемник:

Ярослав Владимирович Мудрый

Предшественник:

Ярослав Владимирович Мудрый

Преемник:

Ярослав Владимирович Мудрый

Вероисповедание:

Язычество, принял Православие

Рождение:

ок. 979
Будутино под Псковом

Династия:

Рюриковичи

Ярополк Святославич

Княжение и убийство братьев

Борьба с Ярославом

В историографии

Святополк Владимирович , в крещении Пётр , в древнерусской историографии - Святополк Окаянный (ок. 979-1019) - князь туровский (с 988), а затем киевский в 1015-1016 и 1018-1019, правитель Киевской Руси.

Происхождение

Рождён гречанкой, вдовой киевского князя Ярополка Святославича, взятой в наложницы его братом и убийцей Владимиром. Летопись говорит, что гречанка тогда уже была беременна (бе не праздна), таким образом, отцом его был Ярополк. Тем не менее Владимир считал его своим законным сыном (одним из старших) и дал ему удел в Турове. Летописец называет Святополка сыном двух отцов (от двою отцю) и замечает с намёком на дальнейшую судьбу князя: «от греховного плод злой бывает».

В «Повести временных лет» другой сын Владимира Ярослав, ставший великим князем киевским Ярославом Мудрым, поставлен впереди Святополка. В Новгородской Первой летописи Ярослав Мудрый занимает четвертую позицию, которая, видимо, более соответствует действительности по мнению историков. Слух о рождении Святополка от двух родителей даёт основание считать, что он родился через 7-9 месяцев после вступления Владимира в Киев в июне 978, соответственно Святополк мог родиться в начале 979.

Часть историков продолжает считать дискуссионным происхождение Святополка. Г.Котельщик на основании тамги на монетах Святополка считает, что сам князь декларировал своё происхождение от Ярополка. Если эта версия правильная, а интерпретация княжеских тамг довольно спорная (двузубец был и на тамге Мстислава Владимировича, найденной на Тамани), то это доказывает старание Святополка отмежеваться от Владимира и других его сыновей. Известно, что в 1018 году Святополк взял в заложницы мачеху и сестёр Ярослава; это было бы едва ли допустимо, если бы он также считал себя сыном Владимира.

Брак

Святополк состоял в браке с дочерью польского князя Болеслава Храброго (польск. Boleslaw I Chrobry). Она родилась от третьего брака с Эмгильдой между 991-1001 гг. (ближе к первой дате) и умерла после 14 августа 1018 г. Большинство исследователей датируют брак 1013-1014 гг., считая, что он был следствием мира, заключенного с Польшей после неудачного похода Болеслава. Однако без внимания остается миссия цистерцианца Бруно в 1008 г., которая могла закончиться миром, скрепленным браком. Святополк занимал туровский престол где-то с 990 г., его земли граничили с Польшей и потому именно его избрал Владимир за кандидата на бракосочетание с польской принцессой.

Княжение и убийство братьев

Незадолго до смерти Владимира находился в Киеве в заключении; вместе с ним под стражу была взята его жена (дочь польского короля Болеслава I Храброго) и духовник жены, колобжегский (кольбергский) епископ Рейнберн, который умер в тюрьме. Причиной ареста Святополка был, по-видимому, план Владимира завещать престол своему любимому сыну Борису; примечательно, что и другой старший сын Владимира, новгородский князь Ярослав также около этого времени восстал против отца.

После кончины Владимира 15 июля 1015 года Святополк вышел на свободу и без особых затруднений вступил на престол; его поддержал и народ, и бояре, составлявшие его окружение в Вышгороде под Киевом.

В Киеве Святополк успел выпустить сребреники (известно 50 таких монет), похожие на сребреники Владимира. На лицевой стороне изображение князя с круговой надписью: «Святополк на столе [престоле]». На обратной стороне: княжеский знак в виде двузубца, левый конец которого завершается крестом, и надпись: «А се его серебро». На некоторых монетах Святополк именуется своим христианским именем Петрос или Петор.
В течение того же года были убиты три брата Святополка - Борис, муромский князь Глеб и древлянский Святослав. Повесть временных лет обвиняет Святополка в организации убийства Бориса и Глеба, которые при Ярославе были прославлены как святые мученики. Согласно летописи, Святополк послал вышгородских мужей убить Бориса, узнав же, что брат ещё жив, велел варягам добить его. Глеба он, согласно летописи, призвал именем отца в Киев и послал людей убить его по дороге. Святослав погиб, пытаясь бежать от убийц в Венгрию.

Тем не менее, существуют и другие теории на этот счёт. В частности, скандинавская Сага об Эймунде упоминает о войне между конунгом Ярислейфом (Ярославом) и его братом Бурислейфом, где Ярислейф нанимает варягов для борьбы с братом и в итоге побеждает. Имя Бурислейфа многими идентифицируется с Борисом (ср. также связь имени Борис с именем Борислав), но по другой версии это имя короля Болеслава Храброго, которым сага называет его союзника Святополка, не разделяя их. Также, хроника Титмара Мерзебургского, в которой рассказывается, как Святополк бежал в Польшу, часто интерпретируется в пользу его невиновности, так как в ней нет упоминания о княжении Святополка в Киеве (что, однако, противоречит существованию монет Святополка) и каких-либо действиях против Бориса и Глеба.

Борьба с Ярославом

Началась борьба за власть между Святополком и Ярославом. В 1016 году Ярослав выступил с новгородским и варяжским войском против брата. Войска встретились под Любечем на Днепре, ни одна сторона долго не решалась первой перейти реку и дать бой. Наконец, Ярослав атаковал, воспользовавшись моментом, когда Святополк пировал с дружиной. Войска киевского князя были разбиты и сброшены в реку, Ярослав захватил Киев.

Разбитый князь удалился в Польшу, где призвал на помощь тестя, короля Болеслава I Храброго. В 1018 при поддержке польских и печенежских войск Святополк и Болеслав двинулись в поход на Киев. Дружины встретились на Буге, где польская армия под командой Болеслава разбила новгородцев, Ярослав снова бежал в Новгород.

Святополк снова занял Киев. Не желая содержать войска Болеслава, поставленные в русских городах на прокорм, он разорвал союз и изгнал поляков. Вместе с Болеславом ушли и многие киевские бояре. Меньше чем через год лишившийся военной силы Святополк вынужден был снова бежать из Киева от вернувшегося с варягами Ярослава. Киевский князь призвал на помощь других союзников, печенегов, надеясь с их помощью вернуть власть. В решающей битве на реке Альте (недалеко от того места, где погиб Борис) Святополк получил рану, от которой, по-видимому, и умер: «…и расслабишася кости его не можааше седети, несяхут и на носилех». Место смерти Святополка ПВЛ обозначает как «между ляхы и чахы», что многие исследователи (начиная с одного из первых исследователей борисоглебских памятников О. И. Сенковского) считают не буквальным географическим обозначением границы Чехии и Польши, а поговоркой со значением «Бог знает где».

Существует исландская сага «Прядь об Эймунде Хрингссоне», которая, описывает борьбу между тремя братьями: Бурицлавом, в котором большинство исследователей видят Святополка, Ярицлейвом (Ярославом Мудрым) и Вартиславом, которого чаще всего отождествляют с полоцким князем Брячиславом Изяславичем, племянником, а не братом Ярослава и Святополка. Согласно ей после ранения Бурицлав отправляется в «Тюркланд» и возвращается с войском. Так вражда могла продолжаться бесконечно. Потому конунг Эймунд спросил у Ярицлейва: «прикажете ли убить его, или нет?» На что Ярицлейв дал свое согласие:

Получив согласие, Эймунд с сотоварищами отправился навстречу войску Бурицлавом. Устроив засаду на пути следования и дождавшись ночи, Эймунд сорвал шатер княжьей палатки и убил Бурицлавом с его охраной. Отрубленную голову он привез Ярицлейву, и спросил, прикажет ли тот похоронить брата достойно. Ярицлейв сказал, что раз они его убили, то им же должно похоронить его. Тогда Эймунд вернулся за телом Бурицлейва, оставленным, разошедшимся после его смерти, войском и привез в Киев, где тело вместе с головой похоронили.

Версию «Пряди» об убийстве Бурицлава-Святополка варягами, которых подослал Ярослав, сейчас принимают многие историки, иногда предпочитая её рассказу о смерти Святополка в летописях.

В историографии

В связи с ролью, которую Святополк играет в летописном и житийном рассказе о Борисе и Глебе (созданных начиная с третьей четверти XI в.), он предстаёт одним из наиболее отрицательных персонажей средневековой русской истории; Святополк Окаянный - такой постоянный эпитет этого князя в летописи и житиях. Существуют гипотезы ряда историков второй половины XX в. (Н. Н. Ильин, М. Х. Алешковский, А. Поппэ) пересмотреть сообщения источников, не согласившись с летописными текстами, оправдать Святополка, а убийство Бориса и Глеба приписать Ярославу или даже Мстиславу Владимировичу. Эта точка зрения опирается, в частности, на показания скандинавских саг, где князь «Бурислав» гибнет от руки Ярослава.

Статьи по теме