Зелёный (Народный, Полицейский) мост. Зеленый мост Усовершенствования и реставрации

Связующим звеном между Центральным районом Санкт-Петербурга и 2-м Адмиралтейским и Казанским островами является Зеленый мост через Мойку, являющийся объектом культурного наследия нашей страны.

В 1710 году на левом побережье Невы была проложена новая дорога. В наше время она является ни чем иным, как Невским проспектом. В точке ее пересечения с Мойкой, в 20-е годы 18 века (ориентировочно в 1717-1718 г.г.) возвели новый деревянный подъёмный мост. По нему с 1703 по 1726 годы проходила граница Санкт-Петербурга. Здесь за проезд с приезжих взималась подать. Рядом с мостом для удобства путешественников и служащих были построены Мытный и Гостиный дворы.

В 30-е годы 18 века мост окрасили в зеленый цвет. С этих пор за ним закрепилось название «Зеленый». Приблизительно в 1767-1769 г.г. из-за находившегося неподалеку управления полиции города мост стали звать Полицейским.

В годы Октябрьской революции Полицейский мост переименовали в духе нового времени в «Народный». Это название он носил с 1918 по 1998 год.

Зеленый мост неоднократно ремонтировался, реставрировался и перестраивался. В 1777 г. у моста появились каменные опоры, он стал балочным, трехпролетным. В начале 19 века (с 1806 по 1808 г.г.) по проекту архитектора Вильяма Геста при участии Ф. П. де Волана, на месте деревянного моста, который был разобран, шло строительство первого в Петербурге чугунного моста. В качестве основы была выбрана конструкция моста, разработанная англичанином Р. Фултоном в 1795 году. Над новым мостом появился пролет с наборным пологим блочным сводом. В стенах каждого из блоков были отверстия для соединительных болтов. В основании опор моста были установлены свайные ростверки. Перила моста были литыми. Украшением служили обелиски из гранитного камня с золочеными верхушками. Тротуар выложен из гранитных плит. От проезжей части пешеходная часть отделялась оградой из гранитных камней и металлических прутьев.

Применение чугунного литься позволило придать утонченный и изысканный вид арке. Мост визуально казался гораздо легче гранитных собратьев. Его облик был ажурным и невесомым.

Проект Зеленого моста был настолько эффектен и экономичен, что впоследствии его стали применять как типовой. Это был первый в мире типовой проект металлического моста.

В середине 19 века Полицейский мост уже не справлялся с увеличившимся потоком ездоков и пешеходов. А потому возникла необходимость его расширения. В ходе реконструкции пешеходную зону вынесли на боковые металлические консоли. Вместо литых решеток установили сплошные гранитные ограждения. Гранитные обелиски демонтировали, а на их месте установили фонарные столбы из чугуна, выполненные по эскизу инженера А. Готмана.

В 1844 году Полицейский мост покрыли асфальтовыми кубиками. Это была первая в Российской империи заасфальтированная мостовая.

Когда в 1904-1907 годах началась работа по прокладке трамвайных линий на Невском проспекте, возникла необходимость вновь увеличить ширину моста. Проект этой реконструкции был разработан архитектором Л.А. Ильиным. По бокам моста были установлены 10 рядов коробчатых арок и расширены опоры. Фасад декорирован орнаментом с золочеными деталями. Фонарные столбы заменили на более долговечные и практичные – железные. Реализацию проекта осуществляли инженеры А.Л. Станов, В.А. Берс, А.П. Пшеницкий.

В 1938 году под трамвайными путями был уложен рубероид, дорога и тротуары заасфальтированы. В 1962-1967 годах прошла реставрация канделябров и фонарей на мосту.

Зеленый мост находится на пересечении исторических маршрутов города. Через него проходит Невский проспект, неподалеку находятся дом Котомина, где в 1800-1840 г.г находилась кондитерское заведение Вольфа и Беранже, в которую перед дуэлью заезжал А.С. Пушкин. Напротив этого здания находился дом Чичерина. В нем долгое время был кинотеатр «Баррикада», который работал даже во время блокады. Это одно из старейших зданий на Невском. В 2006 году было объявлено о его реконструкции, но спустя год выяснилось, что дом был практически полностью уничтожен. Неподалеку от моста располагаются Строгановский дворец, дворец Разумовского, доходный дом и зал собраний Руадзе, здание Генштаба.

Описание старой фотографии: В 1806-1808 годах архитектор Вильям Гесте построил на месте деревянного моста новый, чугунный (первый чугунный мост в Петербурге). Он перекрыл пролёт пологим сводом, собранным из пустых чугунных блоков (тюбингов). В стенках блоков были проделаны отверстия для соединяющих болтов. Основанием опор являются свайные ростверки. Консультантом проекта выступил Ф. П. де Воллан (Деволант).
В качестве идеи использовалось предложение конструкции моста Р. Фултона, опубликованное в Лондоне в 1796 году.
Тротуары были выложены гранитными плитами в одном уровне с проезжей частью и отделялись от неё металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Перильные ограды моста были литыми, дополнительно были поставлены гранитные обелиски, увенчанные золочёными шарами. Прочность чугуна позволила сделать арку моста гораздо тоньше и изящнее, чем у тяжеловесных гранитных мостов, что придает самому мосту лёгкий, невесомый облик.
Проект моста был настолько удачен, что был утверждён как типовой проект для мостов через Мойку.В 1842 году Полицейский мост расширили, чтобы вместить оживлённое движение Невского проспекта. Для этого тротуары были вынесены на металлические консоли. Литые решётки были заменены на глухие гранитные парапеты, вместо гранитных обелисков на въездах установлены чугунные фонарные столбы, изготовленные по проекту инженера А. Д. Готмана.
В 1844 году на нём была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков, как писала газета Северная пчела:
…потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту.
В 1904-1907 годах на Невском проспекте прокладывали трамвайную линию. Для этого архитектором Л. А. Ильиным был создан проект увеличения ширины моста. С обеих сторон было добавлено по пять рядов коробчатых арок, для этого было произведено расширение опор. Фасадные листы были оформлены золочёными деталями с орнаментами. Чугунные фонарные столбы работы инженера А. Д. Готмана были заменены железными канделябрами с позолотой, на которых подвешены шестигранные стеклянные фонари. Реализовывали проект инженеры В. А. Берс, А. Л. Станов, А. П. Пшеницкий.
Особенности проекта и моста
Это первый чугунный мост в Санкт-Петербурге.
На мосту была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков
Проект моста стал первым в мире типовым проектом металлического моста.
В 1938 году свод моста под трамвайными путями для предохранения от электрохимической коррозии был изолирован рубероидом. Проезжая часть и тротуары покрыты асфальтом.
В 1951 году при ремонте моста были восстановлены утраченные ранее шестигранные фонари.
В 1961 и 1967 годах была произведена реставрация мостовых канделябров и фонарей

Очередной цветной мост Питера - Зелёный) Он соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга

Цветные мосты Санкт-Петербурга вели через реку Мойку. Из-за того, что мосты находились близко друг к другу и внешне очень похожи, жители города их часто путали. Мосты были покрашены в разные цвета и были названы: Зелёный мост (до 1918 - Полицейский мост), Красный мост , Синий мост , Жёлтый мост (ныне Певческий мост). У мостов покрашены перила и нижняя "водная" часть. В настоящее время только три моста сохранили своё прежнее название, да и они уже не ярко окрашенные, а имеют более спокойные цвета.


Зеленый мост через Мойку расположен по Невскому проспекту. Фотографировать его практически невозможно, так как на мосту редко бывает один свободный от туристов и таксистов сантиметр. В этом нет ничего удивительного - это самый оживленный участок самого главного проспекта города и его исторической части.

Первый деревянный разводной мост через Мойку в створе Невского проспекта был построен в 1717–1718 годах. В 1735 году мост был выкрашен в зелёный цвет, благодаря чему получил своё первое название - Зелёный.

В 1770-х годах мост получил другое название - Полицейский, по находящемуся рядом дому генерал-полицмейстера Чичерина. В конце XVIII века переправа была перестроена, стала иметь три деревянных пролёта балочной системы на каменных опорах.

К началу XIX века Невский проспект стал главной улицей города, переправу стало необходимо перестраивать. В 1806 году здесь был построен первый В Санкт-Петербурге металлический чугунный мост. По предложению инженера В.И. Гесте при перестройке Полицейского моста были применены чугунные пустотелые ящики, уложенные в ряд и скреплённые друг с другом болтами. Такая конструкция переправы сохранилась до настоящего времени, изменился лишь внешний облик. Тротуары нового Полицейского моста были выложены на одном уровне с проезжей частью, отделены от неё гранитным парапетом с металлическими прутьями. Мост украсили литыми перилами и гранитными обелисками с золочёными шарами. Проект переправы оказался настолько удачен, что его сделали типовым проектом для всех мостов через Мойку.


В 1842 году в связи с возросшей интенсивностью движения на этом участке Невского проспекта Полицейский мост по проекту инженера А.Д. Готмана был расширен. К нему пристыковали тротуары, приклеплённые к общей конструкции консолями. При этом здесь были установлены глухие гранитные парапеты, а гранитные обелиски заменили более лёгкими чугунными фонарными столбами. В 1844 году здесь впервые в Санкт-Петербурге было уложено асфальтовое покрытие. Технология тогда отличалась от современной, на проезжую часть укладывали заранее отлитые асфальтовые блоки. Газета «Северная Пчела» писала: «Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту». В XIX веке по обе стороны от переправы стояли полицейские будки, на всех углах были установлены фонари.


В 1904 году в связи с прокладкой на проспекте трамвайных путей снова появляется необходимость в реконструкции моста. На этот раз здесь увеличили число чугунных коробов мостового перекрытия. Проект этой реконструкции был составлен инженерами В.А. Берсом, А.Л. Становым и А.П. Пшеницким. Внешний облик Полицейского моста был переработан архитектором Л.А. Ильиным. Фасадные арки моста были украшены орнаментом, фонарные столбы заменены позолоченными канделябрами. 9 января 1905 года, в день, ставший известным как «кровавое воскресенье», на Полицейском мосту были выстроены войска, расстреливавшие шедших к Зимнему дворцу демонстрантов.


После 1917 года фонари с моста были сняты, мост получил новое название - «Народный». В 1938 году вся проезжая часть и тротуары были заасфальтированы. В 1951 году были восстановлены утраченные к тому времени шестигранные фонари. Очередные реставрации Народного моста проходили в 1961 и 1967 годах. В ноябре 1997 года было возвращено историческое название - Зелёный мост .

Существуют разные версии. Краевед Б. И. Антонов в книге "Мосты Санкт-Петербурга" пишет, что он был построен в 1717-1718 годах . Историк М. С. Буренина в книге "Прогулки по Невскому проспекту" называет годом постройки переправы 1720 год . С. С. Шульц-младший в книге "Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки" приводит третий вариант - 1716 год . Как бы то ни было, в 1735 году мост был отремонтирован и выкрашен в зелёный цвет, благодаря чему тогда же получил своё первое официальное название - Зелёный. Подобные "цветные" названия получили тогда и другие мосты через Мойку: Синий и Красный .

В следующий раз Зелёный мост перестраивали в 1752 году, затем в 1777. Тогда он стал состоять из трёх деревянных пролётов балочной системы на каменных опорах и получил другое название - Полицейский, по находящимся рядом домам генерал-полицмейстера Чичерина (Невский пр. 15) и Главной полицмейстерской канцелярии (наб. р. Мойки, 49). Несмотря на это, в частной переписке и в объявлениях петербуржцы по привычке часто называли переправу Зелёным мостом.

К началу XIX века Невский проспект стал главной улицей города, переправу стало необходимо перестраивать. С осени 1806 года здесь было начато строительство первого в России чугунного моста. По предложению инженера Уильяма (ставшего в России Василием Ивановичем) Гесте при перестройке Полицейского моста были применены чугунные пустотелые ящики (кессоны или тюбинги), уложенные в ряд и скреплённые друг с другом болтами. За основу проекту Гесте взял техническое предложение английского инженера Р. Фултона, опубликованную в 1796 году. Но англичанин идею не реализовал, тогда как Гесте её доработал и применил в Петербурге.

Кессоны клиновидной формы изготавливались на Сестрорецком оружейном заводе под руководством инженера Карла Шпекле и на уральских заводах Н. Н. Демидова. Их размер был стандартным: 2,8 х 1,53 х 0,38 м, толщина - 2,5 см. Швы между ними заполнялись замазкой, состоящей из серы, нашатыря и чугунных опилок в пропорции 1:1:16.

Такая конструкция переправы сохранилась до настоящего времени, изменился лишь внешний облик. Тротуары нового Полицейского моста были выложены на одном уровне с проезжей частью, отделены от неё гранитным парапетом с металлическими прутьями. Мост украсили литыми перилами и гранитными обелисками с венчающими их золочёными шарами.

Проект переправы оказался настолько удачен, что в 1807 году его утвердили в качестве типового для всех мостов через Мойку. К 1818 году было построено ещё две таких переправы (в 1814 году - Красный мост, в 1816 - Поцелуев). По версии М. С. Бурениной переименование моста в "Полицейский" произошло именно в 1806 году .

Интенсивность движения по Невскому проспекту с каждым годом возрастала. В связи с этим в 1842 году Полицейский мост был расширен по проекту инженера А. Д. Готмана. К нему пристыковали тротуары, приклеплённые к общей конструкции консолями. При этом здесь были установлены глухие гранитные парапеты, а гранитные обелиски заменили более лёгкими чугунными фонарными столбами.

В 1844 году на Полицейском мосту впервые в Санкт-Петербурге было уложено асфальтовое покрытие. Технология тогда отличалась от современной, на проезжую часть укладывали заранее отлитые на заводе асфальтовые блоки. Газета "Северная Пчела" писала:

«Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту» [Цит. по: 3, с. 119].

Реконструкция тротуаров Полицейского моста оказалась неудачной. В сентябре 1859 года петербуржцы встречали датскую принцессу Дагмару, вскоре ставшей женой наследника престола (будущего Александра III). Невский проспект тогда был запружен толпами народа. Особенно много людей скопилось на Полицейском мосту, так как с него лучше просматривалась перспектива Невского проспекта. Решётка переправы давления не выдержала, в результате некоторым людям пришлось искупаться в Мойке. К счастью, обошлось без жертв.

В XIX веке по обе стороны от переправы стояли полицейские будки, на всех углах были установлены фонари.

При прокладке на Невском проспекте трамвайных путей снова появилась необходимость в реконструкции Полицейского моста. В 1904-1907 годах здесь увеличили число чугунных коробов мостового перекрытия. Проект этой реконструкции был составлен инженерами В. А. Берсом, А. Л. Становым и А. П. Пшеницким. Внешний облик Полицейского моста был переработан архитектором Л. А. Ильиным. Фасадные арки моста были украшены орнаментом, фонарные столбы заменены позолоченными канделябрами.

9 января 1905 года, в день, ставший известным как "кровавое воскресенье", на Полицейском мосту были выстроены войска, расстреливавшие шедших к Зимнему дворцу демонстрантов.

В 1918 году мост получил новое название - "Народный". В 1938 году вся проезжая часть и тротуары были заасфальтированы. В 1930-х годах были утрачены фонари, их воссоздали в 1951 году при реставрации по проекту архитектора А. Л. Ротача. Тогда же по переправе перестали ездить трамваи. Позже, в 1967 году, тот же архитектор воссоздал позолоту декоративных деталей Народного моста.

Историческое название переправе было возвращено в ноябре 1997 года, она снова стала называться Зелёным мостом. Длина сооружения составляет 39,8 метров, а ширина - 38,67 метров.

Зелё́ный (Полицейский) мост - соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Центральном районе а.

Расположение

Ближайшая станция метрополитена (400 м) - «Гостиный двор», выход на Канал Грибоедова.

Название

| class="standard" align=left |+ История названий моста ! Год! Название |- | С 1730-х | Зелёный мост |- | С 1768 | Полицейский мост |- | C 1918 | Народный мост |- | C 13 января 1998 | Зелёный мост |}

  • В 1730-е он был покрашен в зелёный цвет, поэтому его называли Зелёным .
  • В 1768 появилось другое название - «Полицейский» , из-за находившегося рядом управления городской полиции (позже этот дом занимал Придворный госпиталь). С 1777 года недалеко от моста жил петербургский генерал-полицмейстер Н. И. Чичерин.
  • После Октябрьской революции в противопоставление дореволюционному названию мост был переименован в «Народный» , и носил такое название в период 1918-1998 года.

История

1713 году на левом берегу Невы, проложили «Большую першпективную дорогу» ныне - . В месте пересечения магистрали с Мойкой в 1720 году (возможно в 1717-1718 годах) был построен деревянный подъёмный мост. В процессе эксплуатации в течение XVIII века мост неоднократно ремонтировался и перестраивался. Во время перестройки 1735 года он был выкрашен в зелёный цвет и получил название «Зелёный».

В 1777 году на этом месте был выстроен трёхпролётный мост балочной системы на каменных опорах с деревянными пролётными строениями.

Чугунный мост

1806-1808 годах архитектор Вильям Гесте построил на месте деревянного моста новый, чугунный (первый чугунный мост в Петербурге). Он перекрыл пролёт пологим сводом, собранным из пустых чугунных блоков (тюбингов). В стенках блоков были проделаны отверстия для соединяющих болтов. Основанием опор являются свайные ростверки. Консультантом проекта выступил Ф. П. де Воллан (Деволант).

В качестве идеи использовалось предложение конструкции моста Р. Фултона, опубликованное в е в 1796 году.

Тротуары были выложены гранитными плитами в одном уровне с проезжей частью и отделялись от неё металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Перильные ограды моста были литыми, дополнительно были поставлены гранитные обелиски, увенчанные золочёными шарами. Прочность чугуна позволила сделать арку моста гораздо тоньше и изящнее, чем у тяжеловесных гранитных мостов, что придает самому мосту лёгкий, невесомый облик.

Проект моста был настолько удачен, что был утверждён как типовой проект для мостов через Мойку.

Усовершенствования и реставрации

1842 году Полицейский мост расширили, чтобы вместить оживлённое движение Невского проспекта. Для этого тротуары были вынесены на металлические консоли. Литые решётки были заменены на глухие гранитные парапеты, вместо гранитных обелисков на въездах установлены чугунные фонарные столбы, изготовленные по проекту инженера А. Д. Готмана.

В 1844 году на нём была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков, как писала газета Северная пчела:

…потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту.

В 1904-1907 годах на Невском проспекте прокладывали трамвайную линию. Для этого инженерами В. А. Берса, А. Л. Становым, А. П. Пшеницким) и архитектором Л. А. Ильиным был создан проект увеличения ширины моста. С обеих сторон было добавлено по пять рядов коробчатых арок, для этого было произведено расширение опор. Фасадные листы были оформлены золочёными деталями с орнаментами. Чугунные фонарные столбы работы инженера А. Д. Готмана были заменены железными канделябрами с позолотой, на которых подвешены шестигранные стеклянные фонари.

В 1938 году свод моста под трамвайными путями для предохранения от электрохимической коррозии был изолирован рубероидом. Проезжая часть и тротуары покрыты асфальтом.

В 1951 году при ремонте моста были восстановлены утраченные ранее шестигранные фонари.

В 1961 и 1967 годах была произведена реставрация мостовых канделябров и фонарей.

Достопримечательности

Архитектурное убранство моста.
  • Через мост проходит - главная магистраль а. Углы Невского и набережной Мойки составляют:
    • Мойка, 57/Невский, 18 - дом купца Котомина (архитектор В. П. Стасов). В 1800-1840-е годы здесь помещалась кондитерская Вольфа и Беранже, в которую перед самой дуэлью заезжал А. С. Пушкин.
    • Мойка 59/Невский, дом № 17. Напротив дома Котомина, через Невский проспект находился (кинотеатр «Баррикада») - памятник архитектуры федерального значения, примечательный ещё и тем, что расположенный в нём в советское время кинотеатр не прекращал работу в годы блокады. Осенью 2006 года было объявлено, что здание подлежит реконструкции. Оно было отгорожено забором и полностью закрыто щитами. В июне 2007 года стало известно, что памятник практически уничтожен: полностью разрушен корпус XVIII века (одна из старейших построек на Невском) и уникальные интерьеры, прорублен сквозной проезд с Мойки на Большую Морскую.
    • Мойка, 46/Невский, 17 - (архитектор Ф.-Б. Растрелли).
  • Недалеко от моста расположены дворец Разумовского (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена) (архитекторы А. Ф. Кокоринов, Валлен-Деламот) (Мойка, 48), здание Главного штаба, а также Доходный дом и зал собраний М. Ф. Руадзе.

Литература

Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин. Мосты повисли над водами... - Ленинград: Аврора, 1975.
Статьи по теме