Объяснить ребенку что надо. Как объяснить ребенку, что можно и что нельзя, как рождаются дети, кто такой Бог? Советы для родителей любознательных детей. Как делать не надо: что не стоит говорить ребенку

Дети по своей природе очень любопытные, и примерно с четырех лет они становятся настоящими «почемучками». Самое сложное начинается тогда, когда разные «почему» касаются неудобных взрослых тем. Первый вопрос из таких — «откуда я появился/появилась». Итак, как объяснить ребенку, что такое секс, чтобы он понял правильно.

Чаще всего дети интересуются «неудобными» для взрослых темами с шестилетнего возраста. При этом ребенок, в зависимости от индивидуальных особенностей характера и особенностей взаимоотношений со взрослыми, может напрямую спросить родителей об истории своего появления на свет, а может и постесняться.

Идеально, если в школе есть урок «Основы жизнедеятельности» или ему подобный, одна из тем которого освещает особенности организма девочек и мальчиков. На практике такие уроки вводят примерно классе в третьем, а то и в пятом, когда ребенок уже все узнает из интернета.

Чаще всего дети интересуются «неудобными» для взрослых темами примерно с шестилетнего возраста

Самое главное - не ругайте ребенка за его вопрос, иначе он может посчитать свой интерес каким-либо постыдным. Еще хуже, если он решит, что не может вам доверять, ведь родители в глазах ребенка - неоспоримый авторитет, но почему-то этот авторитет внезапно повел себя странно.

Что лучше: неловкая правда или проверенные сказки?

Наши бабушки и дедушки нашли замечательный выход из ситуации: много десятилетий назад были придуманы легенды, которые вполне устраивали подрастающее поколение в качестве ответов на неловкие вопросы.

«Аист принес», «в капусте нашли» уже превратилось в классическую отговорку. На самом деле это отговорка и есть, поскольку ребенку правду не сообщили с учетом того, что все нужное ему он узнает, когда вырастет.

«Аист принес» выглядит примерно так

Рассмотрим явные минусы такого подхода:


Справка! Ребенок внезапно стал вести себя совершенно иначе: он стал непослушным, немного агрессивным, нервным. Если раньше он делился с мамой всеми секретами, то с некоторых пор это прекратилось, а в ответ на попытку родителей пообщаться с ребенком мальчик просто устраивал истерики. Обращение к детскому психологу разъяснило ситуацию: ребенок обиделся на маму, потому что она сказала, что его принес Дед Мороз (мальчик родился в конце декабря), а когда он сказал это одноклассникам, его грубо высмеяли и рассказали другие версии появления детей на свет. Вывод: дети не всегда сообщают родителям о стрессе, который они пережили, особенно если это связано с каким-либо поступком мамы или отца.

Конечно, не стоит рассказывать ребенку в подробностях о процессе его зачатия и рождения, однако современные психологи сходятся во мнении, что ответ на вопрос должен быть максимально приближенным к правде.

Варианты рассказов о том, откуда берутся дети

Детские психологи советуют рассказать ребенку правду, но завуалировать, исходя из его возраста. Не забывайте о том, что ваш рассказ дочери или сыну запомнится надолго.

Один из популярных вариантов, предложенных в книге по воспитанию детей «От трех до пяти»:

Когда мама и папа любят друг друга и хотят, чтобы у них появился ребеночек, они крепко обнимаются. Из-за этого у мамы в животике начинает расти маленький человечек, который через девять месяцев появляется на свет.

Практика показала, что метод более правильный, чем рассказы об аистах и капустах. У детей сначала возникали вопросы в духе «А зачем нужен папа, чтобы я родился?», и тогда рекомендуется дополнить историю фразой, что у папы есть особое вещество, которое он передает маме во время объятий, и потому начинает расти ребенок.

Детские психологи советуют рассказать ребенку правду, но завуалировать, исходя из его возраста

Важно объяснить ребенку, что дело не в простом обнимании другого, а в особом действии, которое знают только взрослые. Если ребенок настойчиво требует рассказать, сообщите, что не имеете права и придумайте убедительную причину.

Важно! Только не пугайте ребенка! Фразы из области «я не могу тебе рассказать, иначе ты никогда не вырастешь», «это секрет, а то меня инопланетяне похитят за то, что рассказала» усиливают страхи и неприятные ассоциации с обсуждением взрослых тем. Вы уверены, что после таких страшилок ребенок захочет снова с вами пообщаться на темы, которые его волнуют?

Скажите, что этот секрет открывают в загсе после свадьбы, а поскольку это секрет, то рассказывать его никому нельзя. Таким образом, вы даже мягко напомните ребенку на своем примере, что важно хранить чужие тайны.

Совет! Учитывайте особенности своего ребенка. Возможно, он любит читать? В этом случае просто подарите ему книгу, где понятным ему языком рассказывается о «неудобных темах». Проследите, чтобы книга соответствовала его возрасту.

Как делать не надо: что не стоит говорить ребенку

Многие родители используют пример животного мира, и начинают рассказывать ребенку об опылении цветов пчелками или о ночных концертах соседских котов в начале весны.

С этим нужно быть максимально осторожными, поскольку ребенок может начать проявлять интерес к сексу у животных, что чревато психологической патологией. К тому же, вы укрепляете у него мнение, что секс - это исключительно физический процесс, а не духовный или эмоциональный (вспомните: у животных все строится на инстинктах).

Ребёнок может раскусить вашу неправду

Как же говорилось ранее, не пугайте ребенка, поскольку страх - первый природный враг. Запугивание - не самый лучший метод, чтобы оттянуть или избежать сложного разговора.

Не нервничайте. Ребенок чувствует вашу неуверенность и вполне может засомневаться в правдивости ваших слов. Нежелательно отправлять ребенка к учителю/читать энциклопедию/искать информацию в интернете вместо того, чтобы объяснить самостоятельно.

Примеры казусов

У меня на занятиях семилетний мальчик стал внезапно нервным и легковозбудимым. Его папа только отмахивался и говорил, что все в порядке. Через несколько недель выяснилось, что его мама ждет второго ребенка, а первому раньше рассказывали, что его принес аист. И теперь он боится, что его будущую сестричку аист не донесет и уронит, и что мама может лопнуть (ему не рассказывали, почему у нее растет живот). Если мальчика не оставляли наедине со своими страхами и не врали бы, отвечая на его вопросы, возможно, появление нового члена семьи он бы перенес проще.

Мы сожалеем, что информация не была полезна для вас!

Мы постараемся улучшить!

Расскажите нам, как мы можем улучшить эту информацию?

Разумеется, мы любим своих детей, однако это не отменяет того факта, что иногда они действуют нам на нервы. Они могут быть капризными или прийти домой с ужасными оценками в дневнике. И иногда родителям просто необходимо донести до них свои мысли, поговорить с ними о том, что в их поведении нужно скорректировать. Все мы люди, и даже взрослых иногда захлестывают эмоции, которые превращаются в неаккуратно брошенные фразы, способные не только обидеть ребенка, но стать виновниками его комплексов, идей о собственной несостоятельности и нелюбви родителей. Порой мы и сами не осознаем, какой ущерб могут нанести наши слова.

Как говорит доктор Мег Микер, педиатр, мать и автор шести книг для родителей, язык, который мы используем для общения с ребенком, имеет первостепенное значение: «Я слышала множество фраз, которые родители говорят своим детям из лучших побуждений, но которые произносить вообще не стоит. Я всегда стараюсь подходить к вещам с точки зрения ребенка. Что видит ребенок, что слышит ребенок, что извлекает из этого ребенок?».

Одной из самых распространенных подобных фраз, которые говорят родители своим детям, по убеждению Микер, является: «Ты сводишь меня с ума» . Возможно, в тех или иных ситуациях каждый из нас хоть раз в жизни произносил эти слова. Но, сказанные ребенку, они могут иметь наиболее разрушительные последствия. Даже если в какой-то момент ваше чадо перестает вас слушаться, начинает громко кричать и прыгать, когда вам хочется отдохнуть, плакать в очереди в магазине или хнычет и отказывается одеваться, когда вам нужно срочно отвести его в детский сад, – постарайтесь сообщить ему о своих эмоциях в правильной форме.

Существует еще одна фраза, которая кажется родителям более мягкой, но по сути ничем не отличается от вышеупомянутой: «Я люблю тебя, но сейчас ты мне не нравишься» . «Это такой же способ сказать: “Ты сводишь меня с ума”, – утверждает доктор Микер. – Ребенок понимает это так: ты действительно меня не любишь».

Не стоит забывать, что именно от родителей дети узнают о том, что такое любовь и чувство собственного достоинства.

И если ребенок укрепится в мысли, что его мама и папа его не ценят, не заботятся о нем, то это может произвести на него долгосрочный негативный эффект. Казалось бы, одна фраза, но вред колоссальный.

То, как родитель общается со своим ребенком, имеет решающее значение для развития последнего. Если тот пример, который показывают детям папа и мама, отрицательный, то они будут учиться именно на нем (за неимением другого). «Я думаю, что родители не осознают, какое впечатление их поведение оказывает на детей, – считает доктор Микер. – Конечно, дети начинают им подражать. Если родитель кричит, то у ребенка это тоже входит в привычку. Если родитель постоянно критикует ребенка, то ребенок начинает критиковать сначала себя, а затем и всех окружающих». Хотя некоторым это может показаться преувеличением, родители должны помнить, что именно они формируют и направляют своих детей. Эти дети в конечном итоге вырастают и становятся взрослыми.

Как же сообщить ребенку о своих чувствах и эмоциях или попросить его о чем-то так, чтобы принести пользу, а не вред?

Один из самых главных советов детских психологов звучит так: постарайтесь исключить отрицания из советов или просьб, адресованных детям.

Они уверены, что фразы, начинающиеся с предлога «не» или слова «нельзя», детьми воспринимаются очень тяжело. Все дело в том, что маленькому ребенку приходится заниматься двойной переработкой информации. То есть, когда вы произносите фразу «нельзя делать», ребенок усваивает ее и ждет продолжения фразы о том, что делать можно. А его не следует. Поэтому все запреты необходимо излагать в положительном ключе. То есть вместо того, чтобы делать акцент на неразрешенном, говорите то, против чего вы не имеете ничего против.

Таким образом, привычные фразы («не спорь со мной», «здесь нельзя так громко кричать» и многие другие) стоит видоизменить, чтобы ребенок вас понял правильно и принял информацию к сведению. Какие еще популярные родительские советы и просьбы нужно формулировать по-другому?

Не кричи

Ребенок может не слышать себя со стороны и не знать, что говорит громко. Порой ему достаточно просто рассказать об этом. Правильным аналогом этой фразы может стать: «Говори, пожалуйста, чуть тише» . Если вы добавите причину своей просьбы (например, «потому что у мамы болит голова»), то добьетесь лучшего эффекта.

Не трогай

Как правило, эту фразу произносят для того, чтобы оградить свои личные вещи от детских посягательств или для того чтобы уберечь ребенка от негативного воздействия опасного предмета. Если вы таким образом запрещаете малышу копаться в вашей шкатулке с украшениями – эти слова так и останутся для него из разряда непонятного: «Почему моей маме можно, а мне самому нельзя?». Если это попытка предостеречь чадо от того, чтобы он обжегся о горячий утюг, то она также будет не слишком плодотворной. Допустим, в этот раз малыш, испугавшись громкого звука вашего голоса, уберет руку. Но это не предотвратит подобных случаев в будущем, ведь для ребенка утюг – это один предмет, и не важно, холодный он или горячий.

Как же тогда сказать детям, что определенные предметы нельзя трогать? До определенного периода, пока ребенок не может осознать причинно-следственную связь, лучше обезопасить дом самостоятельно: убрать опасные предметы, закрыть розетки. Если вас раздражает, что он берет вашу косметику – просто не оставляйте ее там, где он может достать. После 4-5 лет стоит подробно объяснить своему чаду, что именно не стоит делать во избежание плохих последствий. Некоторые психологи советуют заменить слово «нельзя» на «опасно» – в данной ситуации оно более информативно.

Не бегай

Эта просьба, вероятнее всего, введет ребенка в замешательство, потому что он видит, как бегают другие дети на улице, и не понимает, почему он не может вести себя так же дома. Если вы спокойно объясните ему, почему не хотите, чтобы он вел себя таким образом, он будет к вам прислушиваться. Фраза «пожалуйста, ходи дома спокойно» донесет суть вашей просьбы гораздо лучше.

Не ври

Фраза «не ври» сама по себе звучит угрожающе, не так ли? Более того, она практически бесполезна. Если ребенок не хочет говорить правду своим родителям, то у него, очевидно, есть на то свои причины, на которые и стоит обратить внимание более мудрым взрослым. Если дети знают, что за то, что они сделали, их непременно накажут – захотят ли они быть честными? Ребенок не станет вам врать со зла. Если дочь использовала калькулятор в решении задач, то не потому, что хотела расстроить маму и папу. Вместо того, чтобы ругать ее, позанимайтесь с ней вместе математикой и объясните непонятную тему.

Когда вам необходимо узнать правду, то стоит быть дипломатичными и воздержаться от импульсивных угроз. Например, если вы хотите понять, участвовал ли ваш сын в школьной драке, то не нужно спрашивать у него об этом напрямую (заранее понимая, что ему проще ответить «нет»), а после этого сразу обвинять во лжи. Некоторые вещи нашим детям сложно произнести вслух, задача взрослых – помочь, сохранив доверие, а не ранить или обидеть. Попробуйте начать разговор так: «Я хотела спросить тебя об этом… Ты можешь ответить мне не сразу, ведь я понимаю, ситуация непростая. Как бы там ни было, ты знаешь, что я тебя все равно люблю и мне очень важно, что мы можем друг другу доверять» .

Также стоит помнить, что дети всегда ориентируются на родительский пример. Если старшие члены семьи периодически ловят друг друга на «маленькой лжи», почему ребенок должен говорить правду и только правду?

Не пачкайся

Ребенок до определенного возраста не видит разницы между чистой и грязной одеждой. Делая обычное дело, играя в песочнице, например, он может быть неловким и делать все неаккуратно, потому что увлечен процессом. Если объяснить ему все спокойно, то в следующий раз он будет очень стараться, чтобы не расстроить маму, которая им гордится. Вместо того, чтобы ругать за нечистоплотность, попробуйте сфокусировать внимание ребенка на позитивной стороне вопроса: «Быть чистым – это красиво. Мне так нравится, когда ты у меня чистенький. Поэтому, пожалуйста, будь аккуратнее в следующий раз» .

Не разбрасывай игрушки

Этот запрет по своей сути бессмысленный. Много ли вы видели детей, которые в процессе игры не наводили бы вокруг себя хотя бы небольшой беспорядок? Или могли бы вы сами приготовить ужин для семьи и не запачкать ни одного столового прибора, блюда или кастрюли? Разумеется, нет. Поэтому прежде всего вам самим стоит спокойнее отнестись к этому сопутствующему ущербу детских игр. Постепенно вы можете приучить ребенка к самостоятельности: превратите процесс уборки игрушек в игру и предложите ему к ней присоединиться.

Не глупи

Ребенок может решить, что он глупый, еще даже не зная подлинного значения этого слова, зато в более взрослом возрасте, это может перерасти в комплекс. Ведь этими словами вы даете оценку его умственной деятельности. Если вы хотите указать своему чаду на более разумное поведение в сложившейся ситуации, сделайте это с помощью другой формулировки: «Ты же у меня очень умный, давай попробуем сделать это вот так» .

Не суй нос не в свое дело

Ребенка может сильно оскорбить то, что с ним не считаются. Он будет продолжать вмешиваться, потому что его, несомненно, заденет несправедливость ситуации. Если у вас с мужем происходит важный разговор, а дети от него только отвлекают, объясните им: «Для нас с папой очень важно ваше мнение, но сейчас мы обсуждаем скучную работу/неинтересные бытовые вопросы. Может быть, вы пока поиграете в лего или посмотрите мультфильм? Как только мы освободимся, то поиграем с вами вместе» . Очень важно найти для ребенка другое занятие, пока вы заняты своими делами. Если ваш малыш находится в совсем юном возрасте, то иногда приходится корректировать свои планы под его нужды – благоразумное предложение устроить свой досуг самому тут не поможет. Если он очень устал, то лучше уложить его спать, а потом уже обсудить с мужем коммунальные счета за прошедший месяц.

Не ешь столько конфет

Ребенок не понимает того, что если съесть много конфет, то это негативно отразится на здоровье. Сладкое – это вкусно, а поэтому остановиться сложно. Постарайтесь договориться с ним другим способом: «Если ты съешь весь мармелад за один раз, то на завтра ничего не останется. Давай разделим его на две (или больше) порции?» . Если он будет знать, что запасы сладкого не бесконечны, то захочет продлить удовольствие.

Не спорь

Бесполезно спорить с взрослым человеком, который вас не понимает, точно так же бесполезно спорить с ребенком. Если вы ставите ультиматум: «Мы никуда не пойдем, пока ты не наденешь шапку – и не спорь со мной», то ставите ребенка в положение без права голоса. А это не нравится всем людям вне зависимости от их возраста. Если ребенок чувствует, что к его мнению и желаниям совершенно не прислушиваются, то не только убеждается в том, что в этом мире все решает сила и власть, но и лишается возможности построить с вами доверительные отношения, а также приобрести необходимые для взрослой жизни коммуникативные навыки. Предложите ему поискать решения, которые устроят и его, и вас: «Ты не хочешь надевать синюю шапку, потому что она тебе не нравится? А как насчет красной шапки с изображением Человека-Паука?» .

Или, например, бывают ситуации, когда ребенок очень хочет погулять подольше, а вам нужно вернуться домой поскорее и приготовить ужин. Вместо того, чтобы говорить: «Мы сейчас же идем домой и точка», подробно обрисуйте ситуацию своему сыну или дочери: «Я понимаю, как тебе хочется гулять, и погода сегодня чудесная. Но мне нужно успеть приготовить ужин до папиного прихода с работы. Представляешь, как расстроится наш любимый папа, если придет домой уставший и не найдет, что поесть? Давай ты сегодня поможешь мне приготовить ужин, а завтра мы с самого утра придем на эту горку?» .

Не ной

Если ребенок чем-то расстроен или испытывает физический дискомфорт – дайте ему возможность рассказать вам об этом. Сам того не зная, он хочет, чтобы его пожалели, а если не достигает цели, то лишь умножает усилия. Обратите внимание на то, что его беспокоит, и предложите попробовать решить эту проблему вместе.

Не бери в рот грязные руки

Не стоит кричать и – что еще хуже – бить ребенка по рукам. Откуда он может знать, что брать в рот грязь вредно? Если вы опасаетесь за здоровье ребенка, то подойдите к этому вопросу в игровой форме. Например, разучите с ним стихотворение о вреде грязных предметов .

И никогда не забывайте о том, что именно мы – родители – являемся главным образцом для подражания для наших детей.

«Родители должны понимать, что дети всегда смотрят на них, – подводит итог доктор Микер. – Дети на самом деле не знают, кто они и какова их личность, во что они должны верить или даже что чувствовать. Поэтому они постоянно ищут подсказки относительно того, что родитель думает о них. Получая такие подсказки, они их усваивают – так и формируется их личность».

Они непроизвольно повторяют эту модель. Но еще хуже, когда они хотят исправить прежние ошибки в новых отношениях.

Что хочешь от жизни? Это является вечным родительским вопросом. Во все времена родители сетуют, что их дети не хотят учиться. Папы и мамы с завидным упорством повторяют этот вопрос и не хотят понимать, что дети вообще не хотят учиться. Родительский талант проявляется именно в том, что ребенка необходимо заинтересовать в учебе.

Родители, обеспокоенные нежеланием ребенка учиться, очень активно увлекаются процессом обучения своего ребенка. Можно сказать, что такие родители почти занимают место своего ребенка за партой. Делают за него все задания, контролируют и укладывают ему рюкзак. Должны же когда-нибудь такие «сумасшедшие» родители остановиться и объяснить ребенку необходимость учиться?

Каждый родитель уверен, что хорошее образование и успешное обучение обеспечат их детям прекрасное будущее. Родители, естественно, правы. Но есть оборотная сторона медали. Интенсивное обучение, страх стать неудачником и быть раскритикованным родителями или получить «почетное» звание «ботаника» могут превратить школьные годы в настоящий ад. Учиться ежедневно «из-под палки» невозможно, в постоянном стрессовом состоянии нельзя полюбить учебу.

Сначала ребенок будет стараться как можно быстрее закончить учебу, а потом всю жизнь будет ненавидеть школу, родителей и учителей, которые заставляли его учиться. Получается, что силой можно достигнуть совершенно противоположных результатов. Не замечали, что большинство детей даже не подходят к пианино после учебы в музыкальной школе.

Сегодня современное образование является сложным и тяжелым делом. Эту «тяжесть» можно ощутить, подняв портфель ученика. Добавьте к этому еще ненасытные амбиции родителей, непомерные требования учителей и т. д. Перед ребенком ставится нереальная задача - осуществить несбывшиеся планы своих родителей. При этом родители не задумываются даже на миг, что их желание может превысить способности их детей. Иногда родители приходят в ужас, когда получают «удовольствие» наблюдать за своим ребенком, которому удалось на некоторое время «оторваться» от родительского контроля.

Большинство родителей убеждены, что их ребенок просто ленится и хочет лишь отклониться от своих обязанностей. Конечно, подобная убежденность имеет под собой основания. Однако не все дети думают одинаково, на самом деле большинство из них готовы учиться. Они могут заниматься и делом, и отдыхом, разумно их сочетая. Дети тоже мечтают об успешном будущем. Они способны хорошо учиться и добросовестно заниматься делом. В таких случаях ребенку необходимость учиться объяснять не потребуется и остается только радоваться. Как же добиться этого?

Прежде всего, родители сами должны понять, что все и всегда контролировать невозможно и не все подвластно регулированию. Если родители смогут понять, что победы, просчеты и поражения детей не только их успех и ошибки, но и детей. Они смогут это объяснить и своим детям. Необходимо дать ребенку немного свободы и научить его самоорганизации. Ребенок намного быстрее откликается, когда ему предоставляют некоторую самостоятельность, когда он занят делом, которое им же организовано и положительный результат будет зависеть только от того, как он сможет распределить свои действия и время.

Получается, что перед родителями не должен остро стоять вопрос, как объяснить ребенку необходимость учиться? Часто такая удушающая забота о своем ребенке возникает у мам, которые не работают и живут только проблемами своего ребенка. Имея много свободного времени, мама начинает «помогать» учиться своему ребенку. Нанимает кучу репетиторов, записывает ребенка во всевозможные секции и группы. От такой интенсивной жизни ребенок становится еще более слабым и невнимательным, а в ответ мама начинает ужесточать контроль. Вместо этого мама должна научить ребенка нехитрым способам управлять собой. Невнимательными и торможенными дети становятся из-за того, что родители все решают за них и делают вместо них. Их опека не имеет вообще никаких ограничений. Еще до школы родители не дают ребенку возможности проявить себя и сделать что-то самому, а с поступлением в школу проблема лишь обостряется.

Свои действия родители подкрепляют оправданиями типа: «Ребенок не справляется же сам! » Именно родители не желают замечать, что источник всех проблем не в ребенке, а в них. Школьник растет, а с ним и усиливается контроль и требование старших. Ребенка сначала уговаривают, потом пугают, что будет в будущем мести дворы, потом переходят к наказаниям и делают все за него. В результате ребенок вообще перестает учиться. Родительское желание и воля отбивает тягу ребенка к учебе.

Задача родителей - понять ребенка и его состояние, почему он сопротивляется учебе. Поставьте на место ребенка себя, а затем представьте, что кто-то постоянно вас контролирует и проверяет: ели ли вы, взяли ли необходимое, выходя из дома, заплатили ли по счетам, объяснились ли с подругой, не забыли ли документы и т. д. ? Все это будет происходить с вами не моментами, а постоянно. Интересно, сколько пройдет времени, прежде чем Вы начнете бунтовать против такой опеки и ненавидеть контролирующего? ! Все это же самое ребенок чувствует против родителей. Теперь представьте, сколько сил тратит ребенок на сопротивление, даже на самое пассивное. Да, уходит очень много сил и энергии для этого. В результате ребенок ослабевает и теряет мотив к учебе.

Ребенок пошел в школу. Ему нужно рано вставать, делать домашние задания, порой достаточно объемные. Очень мало времени остается на любимые игры. Как можно полюбить то, что отнимает драгоценные минуты и силы, которые можно было бы потратить на другое, более интересное занятие?

Очень просто: нужно понять, что это действительно нужно и заинтересоваться учебой. Вот здесь без помощи взрослых никак не обойтись. В каждой семье по-разному объясняют значение учебы.

Учиться, чтобы жить хорошо

Зачастую, родители, отвечая на детский вопрос «Зачем нужно учиться?», отвечают:

  1. «Чтобы поступить в университет (институт, академию)».
  2. «Чтобы в будущем получать хорошую зарплату» (вытекает из предыдущего).
  3. «Не будешь стараться – никуда не поступишь, пойдешь работать дворником (санитаркой и другие низкооплачиваемые должности)».

Такая мотивация малоэффективна:

  • Младшие школьники долгосрочные прогнозы воспринимать не могут. За них все проблемы решают родители, они еще не понимают, что нужно трудиться, чтобы что-то заработать: «А дворник, который метет наш двор, мне очень нравится. Я хочу быть таким же!».
  • Подростки решат, что их просто пугают: «И что? У меня-то все будет хорошо, несмотря ни на что!».
  • Старшеклассники могут даже рассмеяться: «Дядя Петя окончил школу с медалью, институт – с красным дипломом, но не смог устроиться на работу!».

Такое объяснение зачастую просто не удовлетворяет ребят. И вопросы (особенно со стороны младших школьников) задаются дальше: «Это будет потом, а сейчас мне зачем учиться?»

Учиться, чтобы развиваться

И вот здесь можно поговорить о том, что на самом деле люди учатся всегда! Абсолютно! Начиная с младенчества и до конца своей жизни: сначала ходить и разговаривать, потом играть и бегать, наконец, жить в обществе. Пусть ребенок перечислит, чему еще он уже научился в течение всей своей короткой жизни. Так ему будет легче понять, что все, чего он достиг, на самом деле досталось большим трудом (ведь не сразу же он начал разговаривать, да и ходить, не падая, научился не за один день).

Эти навыки нам необходимы, чтобы нормально жить:

  • Способность ходить позволяет перебираться на некоторые расстояния.
  • Поддерживают физическое здоровье умение бегать, прыгать, ходить, плавать.
  • Речь позволяет понимать друг друга и т.п.

Но есть еще такие умения, которые помогут выжить в современном обществе:

  1. Прочитать инструкцию к прибору.
  2. Написать письмо другу.
  3. Расплатиться за покупки в магазине.
  4. Выбрать интересный город для отдыха.
  5. Найти место жительства знакомых по адресу и т.п.

Без них очень сложно будет ориентироваться в мире. Получить эти навыки поможет учеба.

Таким образом, учиться – значит самосовершенствоваться, становиться лучше, получать те умения, которые пригодятся в жизни. Это не просто нужно, но и полезно! А если правильно подойти к этому процессу, то .

значение учебы с точки зрения развития и воспитания таких характеристик, как:

  • Самодисциплина.
  • Ответственность.
  • Грамотность.
  • Работоспособность.
  • Самостоятельность.
  • Коммуникабельность.
  • Креативность.
  • Культурность.
  • Умение производить все мыслительные операции.

Постоянное пополнение знаний способствует также успешной учебе, расширению возможностей ученика и, как следствие, укреплению его веры в себя, повышению самооценки.

Понять смысл учебы поможет также личный пример родителей. Но не из области: «Я училась хорошо – теперь много зарабатываю». Большой заработок не восполнит моральное неудовлетворение от нелюбимой работы. Важнее – успешность, которая приведет к гармонии.

Здесь правильнее слова: «Я люблю учиться – это интересно и полезно, потому что помогает мне стать лучше». И пояснить, как это – лучше (целеустремленнее, счастливее, спокойнее и т.п.). И, конечно, подтверждение своих слов конкретным примером. Только в этом случае дети поверят, что учиться нужно!

Мотивирование к учебе

Чтобы школьнику было учиться интересно и легко, важно объяснить ему смысл обучения еще в начальной школе. А после того, как он поймет необходимость этого действия, всячески содействовать развитию его познавательного интереса, действуя наедине с педагогом.

Чтобы не отбить желание учиться, со стороны родителей важно придерживаться следующих правил:

  • Собственным примером показывать , что узнавать что-то новое – это интересно.

Американскими учеными было проведено тестирование: к психологу для занятий пригласили несколько детей вместе с родителями. Заранее в комнате разложили различные развивающие игры и инструкции к ним, установили камеры наблюдения. Когда взрослые и ребенок заходили, психолог под каким-то предлогом отлучалась, предлагая не стесняться и вести себя «как дома».

Родители поделились на 4 группы: запрещающие трогать ребенку что-либо, ни на что не реагирующие (ребенок изучал игры самостоятельно), объясняющие инструкции детям и заинтересованные (им самим было интересно, как играть).

Через время психолог возвращался и проводил тест на определение уровня развития ребенка. Результаты показали, что лучшее развитие ребенок получил у последней группы родителей. Низкий уровень был у тех, кому родители сами объясняли смысл игры. Такие показатели позволяют выделить следующее правило.

  • Позволять проявлять самостоятельность , если ребенок этого пожелает: сам сделает домашнее задание, соберет портфель, подпишет тетрадь, заполнит дневник.
  • Оценивать достижения на основе его предыдущих умений: «Сегодня у тебя получилось написать слово аккуратнее, чем вчера».
  • Адекватно загружать . У каждого человека свои особенности, кто-то может решить 4 задачи и приступить к пятой, а кому-то сложно осилить даже три. Не нужно заставлять ребенка писать больше, чем он может. Перенапряжение и усталость будут способствовать появлению негативного отношения к учебе.
  • Спрашивать о школьных успехах, жизни в коллективе . Неравнодушное отношение к учебе со стороны родителей позволит ребенку оценить важность процесса.
  • Рассказывать о своих неудачах и успехах, советоваться . Хорошие отношения с родителями – залог спокойствия ребенка, который знает, что его всегда поддержат. А отношение к нему, как к взрослому, воспитывает ответственность, дисциплинированность.

Роль семьи в объяснении смысла учения и развитию мотивации к процессу огромна. Даже если предмет преподается на недостаточно высоком уровне, родители способны воспитать интерес к нему у ребенка.

С другой стороны, даже усиленное влияние учителя по повышению мотивации неспособно конкурировать с неправильными действиями родителей, перечеркивающими все старания педагога.

Чтобы избежать этого, не следует:

  • При ребенке критически отзываться о школе и педагогах.
  • Ругать детей за плохие отметки и нарушение дисциплины.
  • Игнорировать учебный процесс.

Лучшие родители – это те, которые поддерживают свое чадо во всех начинаниях, радуются победам и поддерживают в период неудач, стимулируют интерес ребенка к любой области знаний.

Здравствуйте всем!!!
Я не первый раз обращаюсь за помощью на этот сайт и вот опять находясь в долгих раздумьях, как сделать правильней, решила спросить специалистов. Моему ребёнку 3 года.Всё это время она время от времени встречается с детьми.Не потому что я ей не разрешаю,нет всё совсем не так. В садик мы не ходим потому что очередь ещё не подошла,в гости не ходим(тут уж моя вина) потому что недавно поменяли место дислокации и ещё мало кого знаем.А к нам в гости племянник приезжает редко. Сейчас на улице прекрасная погода и хочется чтоб ребёнок гулял,общался с детьми.Но во первых ей всего 3 и я ещё побаиваюсь отпускать её одну гулять(хотя живём в маленьком селе где всё на виду),а во вторых она не умеет знакомиться и постоянно жадничает игрушки.
Я не ругаю её при всех,стараюсь либо увести в сторону,либо по проходу домой.
А в последнее время по некоторым обстоятельствам племянник приезжает чаще и тут начинается целая битва и что самое интересное не только за игрушки,но и за бабушку с дедушкой. Раньше я не замечала чтоб мой ребёнок жадничал,забирал игрушки,а теперь это напасть какая то. Они постоянно ругаются. Как только Племянник подходит к шкафу с игрушками мой ребёнок меняется в лице и кричит что это её игрушки.Я пыталась объяснить что игрушки то её и братик их не заберёт,а только поиграет,но у моего ребёнка начинается истерика. Я понимаю что бить и наказывать это не вариант. Но как мне ей объяснить. Я уже пробовала делить игрушки между ними,пробовала объяснять что как только братик на играется и положит то она может взять и поиграть,но нет.Они вроде понимают,но через 5 мин опять баталия. А скоро появиться маленький человечек в доме и что будит тогда? Я переживаю и пока у меня есть время хочу научиться объяснять ребёнку что нужно делиться и объяснить и научить свою девочку.
  • Здравствуйте, ув. Мелоч. Ваша дочка находится в таком возрасте, который называют "Я сам!". И не давать свои игрушки кому-либо, на мой взгляд, проявление той самой "самости" - сама решу, давать или нет. Я бы не настаивала и уж точно не называла бы жадиной. Моя младшая дочь очень не любит на улице с кем-то делиться игрушками, как только кто-то подошел и просто поинтересовался, что это у нее за колясочка, или пони, или кукла, она сразу собирает в охапку игрушки и уходит. Ну, так она решает. Пока она не готова отдавать свои вещи, по каким-то своим соображениям. (Но это не касается детей, приехавших в гости, или двоюродного брата). Что можно делать, на мой взгляд? Предлагать поменяться игрушками. Дочка дает свою игрушку, ей в ответ другой ребенок тоже дает игрушку (племянник, например, попросите, чтобы привозил парочку своих игрушек с собой)... Еще можно поощрять словами те моменты, где она поделилась чем-то с другими детьми или с вами, игрушкой или конфетой, неважно. Я так обычно и делаю, говорю: "Спасибо, ты очень добра" или "Мне приятно, что ты со мной поделилась". Детям это нравится. Еще учу не трогать чужие вещи без разрешения, даже вещи родной сестры. По-моему, это учит детей уважать чужую собственность и понимать, что их собственность тоже ценна и к ней тоже должны относиться с уважением.

    Несколько дней назад моя дочка играла на площадке, ее самокат стоял рядом со мной, подошла девочка лет 4, вцепилась в него и собралась кататься. Ее остановила мама, девочка расплакалась. Потом спросила у меня, можно ли ей покататься. Я ответила, что самокат Дашин и нужно сначала спросить у нее. Подошла Даша и не разрешила. Девочка расстроилась, конечно. Но отдать самокат несмотря на то, что моей дочке это не по душе, мне показалось неуважением к дочке, хоть та девочка и ревела вовсю.

  • Спасибо большое за ваш отзыв Надежда!!!
    Я когда писала немного сбилась с мысли и не дописала.Сейчас немного объясню.Моей девочки 3 года,а племяннику 2. Раньше она ни когда не жадничала,а всё началось с того что братик начал приезжать брать, естественно без разрешения, игрушки и говорить что это его.А моему ребёнку естественно это не нравиться. С каждым его приездом мой ребёнок всё чаще стал отбирать игрушки. А он дерётся. Долгое время я считала его очень ласковым ребёнком,но увидев его вырождение лица когда он начал бить мою девочку,из за того что она взяла игрушку которой он только что играл.Я поменяла своё мнение. Одно дело по жадничать другое дело ударить.
  • А племянник к Вам один что ли приезжает?))) Где его родители, которые должны перехватить его руку и запретить драться, подсказать, как договориться об обмене игрушек или как вежливо попросить? Или тогда Вам это нужно делать. Дочкина обида и нежелание делиться вполне понятна в таком случае.
  • А племянник к Вам один что ли приезжает?))) Где его родители, которые должны перехватить его руку и запретить драться, подсказать, как договориться об обмене игрушек или как вежливо попросить? Или тогда Вам это нужно делать. Дочкина обида и нежелание делиться вполне понятна в таком случае.

    Дело в том что он сейчас живёт с бабушкой и дедушкой,его мама работает,а наши мужья вместе работают в Москве.Родители(бабушка с дедушкой) приезжают раз в 2 дня на 2 дня (вот такой каламбур).Я просила заловку чтоб они научили сына не драться,но это бесполезно.Я предупредила что научу дочь защищаться и после очередного избиения(да простит меня Бог,понимаю что это не правильно) я объяснила дочери что нельзя ни кому позволять её обижать.Бьют бей в ответ,но сама первая ни когда не поднимай руку. Что она и сделала. Да и обмен игрушек действует не на долго.Я понимаю возраст,но скоро в садик и мне бы не хотелось что б на неё жаловались.Как сделать так чтоб они не ругались. Мы вот с мужем на второго решились.Может ситуация и измениться. Голова кругом.Племянника я не могу отругать. он не мой ребёнок у него есть мать которая воспитывает его по своему усмотрению. Один раз на него повысила голос он разрыдался.Я понимаю что мой ребёнок тоже не святой.Она может специально начать дразнить.Ругаю,не жалею.А сама думаю,а правильно ли я делаю?

  • У меня есть племянница.Сейчас ей уже 6 лет.Это дочь моей двоюродной сестры.Нам было где то месяцев 8-9 когда они приехали в гости.Тогда Эльвире было около 4-х. Приехала она с дорогущей куклой и дала поиграть сестрёнке. И так эта кукла понравилась моей дочери,она весь день с ней возилась(хотя чтоб она понимала в свои 8-9 месяцев).И Эля это видела и совсем спокойно к этому относилась,а когда пришло время уезжать и естественно забирать куклу,Эличка сказала, пусть Мариша играет эта кукла мне всё равно не нравиться. Хотя по её глазам я видела что ей хочется забрать. В следующий приезды она играла с ней но не разу не просила забрать. Вот как у сестры получилось так воспитать?!
  • Дело в том что он сейчас живёт с бабушкой и дедушкой,его мама работает,а наши мужья вместе работают в Москве.Родители(бабушка с дедушкой) приезжают раз в 2 дня на 2 дня (вот такой каламбур).Я просила заловку чтоб они научили сына не драться,но это бесполезно.Я предупредила что научу дочь защищаться и после очередного избиения(да простит меня Бог,понимаю что это не правильно) я объяснила дочери что нельзя ни кому позволять её обижать.Бьют бей в ответ,но сама первая ни когда не поднимай руку. Что она и сделала. Да и обмен игрушек действует не на долго.Я понимаю возраст,но скоро в садик и мне бы не хотелось что б на неё жаловались.Как сделать так чтоб они не ругались. Мы вот с мужем на второго решились.Может ситуация и измениться. Голова кругом.Племянника я не могу отругать. он не мой ребёнок у него есть мать которая воспитывает его по своему усмотрению. Один раз на него повысила голос он разрыдался.Я понимаю что мой ребёнок тоже не святой.Она может специально начать дразнить.Ругаю,не жалею.А сама думаю,а правильно ли я делаю?


    Добавлено ---

    У меня есть племянница.Сейчас ей уже 6 лет.Это дочь моей двоюродной сестры.Нам было где то месяцев 8-9 когда они приехали в гости.Тогда Эльвире было около 4-х. Приехала она с дорогущей куклой и дала поиграть сестрёнке. И так эта кукла понравилась моей дочери,она весь день с ней возилась(хотя чтоб она понимала в свои 8-9 месяцев).И Эля это видела и совсем спокойно к этому относилась,а когда пришло время уезжать и естественно забирать куклу,Эличка сказала, пусть Мариша играет эта кукла мне всё равно не нравиться. Хотя по её глазам я видела что ей хочется забрать. В следующий приезды она играла с ней но не разу не просила забрать. Вот как у сестры получилось так воспитать?!

    Знаете, моя младшая Даша, ей 6, тоже может отдать игрушку кому-то навсегда, если она ей не очень, а кому-то приглянулась... Но Вы говорите: "Хотя по ее глазам я видела, что ей хочется забрать"... Воспитанная очень девочка))))

  • Спасибо большое за ваш отзыв Надежда!!!
    Я когда писала немного сбилась с мысли и не дописала.Сейчас немного объясню.Моей девочки 3 года,а племяннику 2. Раньше она ни когда не жадничала,а всё началось с того что братик начал приезжать брать, естественно без разрешения, игрушки и говорить что это его.А моему ребёнку естественно это не нравиться. С каждым его приездом мой ребёнок всё чаще стал отбирать игрушки. А он дерётся. Долгое время я считала его очень ласковым ребёнком,но увидев его вырождение лица когда он начал бить мою девочку,из за того что она взяла игрушку которой он только что играл.Я поменяла своё мнение. Одно дело по жадничать другое дело ударить.

    Дочка умеет давать сдачи?

  • В саду другое, там игрушки общие. А еще есть разные правила, которые устанавливают воспитатели.
    У Вас дома правила устанавливаете Вы и по логике племянник должен именно этим правилам подчиняться: у Вас запрещено драться и у Вас принято спрашивать, прежде чем брать чужую игрушку (например), Вы можете его останавливать (для этого и агрессия не нужна) и напоминать об этих правилах.
    Вот смотрите. У моей старшей дочери, ей 11 лет, есть свой ноутбук, ее личный. Прежде, чем его взять, я спрошу, папа спросит. Она всегда разрешает, конечно. Но мы проявляем уважение к ней таким образом, я считаю это правильным. Некоторое время назад брат моего мужа, которому уже аж 29 лет, пришел к нам в гости, и не интересуюсь ни у кого, даже у меня или мужа, взял этот ноутбук и что-там шарит, смотрит. Ирочка моя увидела и сказала: "Саша, это моя вещь, почему ты не спросил", Саша в ответ на повышенных тонах начал объяснять моему ребенку, что она потеряла берега, что с ее стороны просто наглость так говорить и т.д. Дочь не сдавалась и продолжала повторять: "Это моя вещь!". Саша заткнулся тогда, когда я подошла и сказала: "Саша, ноутбук Ирин, прежде чем брать, нужно спросить. Она всегда с удовольствием даст. Но нужно спрашивать"... Он шмякнул его на диван и заткнулся. Ну, бесит меня эта манера. Мой ноутбук он вообще как-то утром взял и на работу уехал с ним. А его и мужа, когда мама растила, учила, что всё общее. Так вот интересно получается, что для брата мужа теперь почти всё мужнино и есть общее)))

    Меня тоже учили что у каждого должна быль своя вещь,Что нужно спрашивать разрешения. Я старшая в семье и всегда учила младшую сестру и брата не брать мои вещи без разрешения. В семье мужа всё немного наоборот. Если свекровь и заловка спрашивают у меня что то взять,то брат мужа нет.
    Да и в этом доме я не хозяйка. Они все жили в этом доме пока мой супруг отдавал долг родине(его не было 9 лет).А тут мы приехали и будим "со своим уставом в чужой монастырь..."Если б я была хозяйкой то тогда да.Хотя бабушка иногда сама осекает племянника и говорит это не твоё не трогай без спроса.

    Добавлено ---

    Здравствуйте Птичка Тари!
    Да она может ударить в ответ,топнуть ногой,но чаще начинает плакать и жаловаться.

  • А вы не пробовали учить ее отвечать адекватно?
  • Да в том то и дело что это я её научила,каюсь.Понимаю что это не правильно,но я просила заловку научить сына не драться.

    Если бы только любимой игрушкой... они дерутся из-за любой игрушки и не только из-за игрушки.Они дерутся из-за бабушки,дедушки. Я понимаю что многое в её поведении норма,но как мне научить её делать правильней? Я прошу научите меня пожалуйста!!! Как правильно объяснить ребёнку что если поиграют с одной из её игрушкой ни чего страшного не произойдёт?

  • Лаской и терпением.
    И не истерите, пожалуйста. У Вас нормальный ребенок. Терпеливо объясняйте, почему надо делиться, объясните ребенку пользу от его щедрости. Сегодня он поделился - завтра с ним поделятся. На примерах. Акцентируйте внимание ребенка, когда в жизни возникают примеры не жадности и так далее. Вот папа маме.... потому что.... а мама папе.... потому что....
  • Лаской и терпением.
    И не истерите, пожалуйста. У Вас нормальный ребенок. Терпеливо объясняйте, почему надо делиться, объясните ребенку пользу от его щедрости. Сегодня он поделился - завтра с ним поделятся. На примерах. Акцентируйте внимание ребенка, когда в жизни возникают примеры не жадности и так далее. Вот папа маме.... потому что.... а мама папе.... потому что....

    Ну вот например ситуация. Данил берёт игрушку Мариша подбегает и забирает со словами "Это моё".Подхожу начинаю говорить."Мариша,Данил поиграет и положит потом ты возьмёшь."Ребёнок успокаивается. Через некоторое время Марина берёт поиграть машинку,Данил подходит и начинает бить. Подошла забрала дочь пожалела и говорю"Вот видишь ты не дала игрушку Данилу,теперь он тебе не даёт,нужно делиться". Сидят играют спокойно.Через час опять драка. Сколько раз нужно сказать ребёнку чтоб у него отложилось в голове что нужно делиться?

    Я понимаю что многое в её поведении норма,но как мне научить её делать правильней?

    Не совсем понятно, чего вы хотите, ув. Мелоч? Если ваша доченька ведет себя нормально для ее возраста, что такое "еще правильней"?

    Правильней для кого????

    Я прошу научите меня пожалуйста!!! Как правильно объяснить ребёнку что если поиграют с одной из её игрушкой ни чего страшного не произойдёт?

    Это для вас не произойдет - для нее произойдет.

    Вы призываете ее наплевать на свои желания? Зачем?

  • Спасибо,очень доходчиво. Мне 25 и это мой первый ребёнок и я боюсь сделать что то не так. Хотя могу похвастаться что практически сама вырастила брата. Стараюсь всегда вставать на место своего ребёнка.Как бы я чувствовала себя при той или иной ситуации. И стараюсь действовать исходя из этого.

    Добавлено ---

    А что вы предлагаете? Я просила золовку научить сына не драться иначе я научу своего ребёнка защищаться,что в последствии и сделала. Но научить делиться я считаю необходимым.

    Добавлено ---

    Простите,что для меня не произойдёт? Вы призываете меня сидеть и спокойно смотреть как они дерутся? Или я что то не поняла?

  • Зачем? Пусть другие дети учатся договариваться с Вашей дочерью, пусть учатся отбирать, а она пусть учится отстаивать своё. А золовка не сможет научить мальчика не драться, он будет драться, просто когда видите, что он бьёт Вашу дочь, берите на руки и посадите на кресло и скажите глядя в глаза " свою девочку бить тебе не дам" , он быстро усвоит это. И скажите золовке пусть приводят мальчика со своими игрушками. Мы когда с подругой гуляли с детьми, всегда договаривались, что берём с собой на прогулку, джипы, совочки с ведёрками, мяч или велик. Это уже ближе к 5ти 7ми годам они уже научились договариваться сами. Но мы не лезли с воспитанием к ним в 3х летнем возрасте. Если кто кого обидел, плачущего обнимали, успокаивали и всё.
  • Нет. Я предлагаю вмешаться, растащить их, отвлечь, занять совместной игрой. Дети дерутся как правило от скуки и от бездействия взрослых.

    Но научить делиться я считаю необходимым.

    Стараюсь всегда вставать на место своего ребёнка.Как бы я чувствовала себя при той или иной ситуации. И стараюсь действовать исходя из этого.


    Кстати, а как вы реагируете, когда брат обижает вашу дочь?

  • Я боюсь тем самым её разбаловать. Если б это был мой дом, то смогла бы, как говорит наш собеседник "Надежда", установить свои правила,но я тут на птичих правах и у них свои правила.Боюсь,что настрою против себя свекровь,а это мне не нужно,но и своего ребёнка обижать я не позволю.Золовка и так смотрит на меня косо. А вот посмотреть в глаза маленькому мальчику и сказать что не позволю обижать моего ребёнка,это идея.Так я ещё не пробовала.Спасибо.
  • Не бойтесь - этом не возможно избаловать.))))

    Дети учатся жить
















    Dorothy Law Nolte

  • Дети играют в песочнице у них много разных ведёрок,лопаток,формочек. Играют вроде дружно,строят что-то,общаются между собой.И тут я замечаю что мой ребёнок взял лопатку каторую только что держал племянник,за что тот бьёт её. Начинаю говорить"Данила не нужно драться возьми другую лопатку." Ревут оба. И что мне делать? Предлагаю не драться, играть дружно,объясняю,что игрушек много,ухожу,наблюдаю.Стоит только кому-нибудь что то друг у друга взять как начинается бой.

    Что бы она не была жадной. Хотя знаете?! Я не считаю,что она слишком жадничает. Если у неё попросит что то она даст.Вчера буквально она залезла в холодильник за бананами.Слышу отрывает от связки и говорит"Это мне,а это маме..."Принесла и угостила меня бананом. Сегодня вышли на улицу,детки соседские гуляют,она попросила блинчик,а с улице ни в какую уходить не хочет.Я вынесла на всех и она всех угостила.Один блинчик упал и она расстроилась.Я предложила ей раздать все блинчики деткам,а сама сходила домой и вынесла ей ещё один. Она играла с девочкой и не разу с ней не поругалась.

    Вы молодец, это очень полезные навык. Сможете применить его на практике?

    У вас отобрали вашу личную и очень дорогую вам вещь, вы отняли ее у обидчика назад. Он ответил ударом - ваши действия?
    Что бы вы почувствовали, если бы в этот момент мама сказала вам - чтоб он не дрался, лучше сразу поделись....

    Я была очень боевой девочкой и ответила бы обидчику тем же т.е. ударила.(Чему я и научила своего ребёнка,хотя считаю это не правильным). Если драка идёт из-за одной игрушки и делиться не тот ни другой не хочет,то стараюсь убрать её вообще с глаз детей, пока племянник не уедит. А если например из-за конструктора то делю между ними поровну и предлагаю что-нибудь построить. Дети сидят за столом едят кашу. Приходит дедушка садится пить чай,дастаёт тарелку с колбасой. Данил берёт кусачек,Марина берёт кусочек. На что он забирает тарелку и одновременно пытается ударить,набирает полные руки колбасы. На что у него отбирают всё,дают один кусочек и тарелка уходит обратно в холодильник.Считаю что дедушка сделал правильно. Так нужно вернуться к вопросу,что бы я почувствовала...Не приятно было бы.
    Не приятно!Но начинаю думать,что они маленькие и это нормально.

  • Не бойтесь - этом не возможно избаловать.))))
    Наоборот - это очень нужно и важно для ребенка, знать -что у нее есть любящая и добрая мама, которая, когда нужно.придет на помощь, выслушает, утешит.
    Вспомните, мы защищаем растения от сильного ветра, холода и жары, мы заботимся о них, поливаем и бережно подвязываем ветви, и они в ответ дарят нам прекрасные цветы.

    Но я ведь написала что я забирала,утешала и объясняла потом,что братик так делает потому что она по жадничала. Только если она сама,первая ударит,тогда не жалею.

    Дети учатся жить

    Если ребенка постоянно критиковать, он учится осуждать.
    Если ребенок растет во враждебности, он учится агрессивности.
    Если ребенок растет в страхе, он учится всего бояться.
    Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть себя.
    Если ребенок растет среди насмешек, он становится застенчивым.
    Если ребенка постоянно сравнивать с другими, он учится завидовать.
    Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть уверенным в себе.
    Если ребенок растет в похвале, он учится быть благодарным.
    Если ребенок растет в атмосфере терпимости, он учится быть терпеливым.
    Если ребенок растет в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.
    Если ребенок растет в признании, он учится ставить цели и достигать их.
    Если ребенок растет в атмосфере принятия, он учится любить.
    Если ребенок растет в сочувствии, он учится быть великодушным.
    Если ребенок растет в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.
    Если ребенок растет в атмосфере доверия, он учится верить в себя и в окружающих.
    Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.

    Dorothy Law Nolte

    Полезные цитаты! Перепишу себе и постараюсь сделать девизом на весь период воспитания детей,внуков и правнуков.

  • Дети играют в песочнице у них много разных ведёрок,лопаток,формочек. Играют вроде дружно,строят что-то,общаются между собой.И тут я замечаю что мой ребёнок взял лопатку каторую только что держал племянник,за что тот бьёт её. Начинаю говорить"Данила не нужно драться возьми другую лопатку." Ревут оба. И что мне делать?




    Предлагаю не драться, играть дружно,объясняю,что игрушек много,ухожу,наблюдаю.Стоит только кому-нибудь что то друг у друга взять как начинается бой.









    Как-то так...

    Что бы она не была жадной. Хотя знаете?! Я не считаю,что она слишком жадничает. Если у неё попросит что то она даст.Вчера буквально она залезла в холодильник за бананами.Слышу отрывает от связки и говорит"Это мне,а это маме..."Принесла и угостила меня бананом. Сегодня вышли на улицу,детки соседские гуляют,она попросила блинчик,а с улице ни в какую уходить не хочет.Я вынесла на всех и она всех угостила.Один блинчик упал и она расстроилась.Я предложила ей раздать все блинчики деткам,а сама сходила домой и вынесла ей ещё один. Она играла с девочкой и не разу с ней не поругалась.

    ну вот видите - она охотно делится тем, что "ничье" - еда, блинчики. Но делиться ее личной вещью - это непосильно для 3-летки. Это все равно, что отдать кому-то свой глазик или ножку.

    Вы сама согласитесь отдать свой глаз. просто потому, что кому-то захотелось с ним поиграть?

    Я была очень боевой девочкой и ответила бы обидчику тем же т.е. ударила.(Чему я и научила своего ребёнка,хотя считаю это не правильным).

    Почему? Ваша дочь с полученными от вас знаниями сможет отстоять свою точку зрения в споре, сможет добиться поставленной цели. сможет побить рекорд, сможет дать отпор насильнику (не приведи Высшее, конечно).
    Т.е. вы дали ей полезные знания.
    Почему вы не уверены в этом?

    Если драка идёт из-за одной игрушки и делиться не тот ни другой не хочет,то стараюсь убрать её вообще с глаз детей, пока племянник не уедит.

    Это игрушка Марины?
    Вы ее наказываете за то, что племянник не умеет просить и соблюдать закон джунглей? Как-то не логично....

    А если например из-за конструктора то делю между ними поровну и предлагаю что-нибудь построить.

    Все верно. А лучше - построить что-то вместе с ними. Когда дети увлечены игрой - нет времени ддля драк и ссор.

    Дети сидят за столом едят кашу. Приходит дедушка садится пить чай,дастаёт тарелку с колбасой. Данил берёт кусачек,Марина берёт кусочек. На что он забирает тарелку и одновременно пытается ударить,набирает полные руки колбасы. На что у него отбирают всё,дают один кусочек и тарелка уходит обратно в холодильник.Считаю что дедушка сделал правильно.

    а я не считаю...
    Дедушка лишил Марину колбасы, потому что Данила не умеет вести себя за столом.
    Но главное - дедушка не озвучил правила поедания колбасы: тарелка стоит на столе, каждый берет по кусочку, после того, как съест предыдущий, каждый берет по очереди... Понимаете,о чем я? Дети не вынесли урок из случившегося (ну, кроме того, что дедушка всегда прав)

    Не приятно!Но начинаю думать,что они маленькие и это нормально.

    Т.е. вы сдерживаете свои эмоции, не вмешиваетесь? так?

    Добавлено ---

    Перевожу: "Чтоб братик не бил, надо отдавать все другим по первому требованию. И похрен на твои чувства и желания. Главное - братик".
    мне грустно от такого послания.... А вам?

  • Но в этой ситуации правила нарушила ваша дочь.
    Закон джунглей: хочешь взять чужую вещь - попроси у хозяина. При этом хозяин может отказать в просьбе - это не катастрофа.

    Ваша дочь взяла без спроса, за это и отгребла.
    Но вы почему-то начали ругать племянника (хотя это вообще не ваш ребенок).

    Я говорила очень спокойно,не кричала и не повышала голос. Мы живём в своём доме и песочница находиться у нас во дворе.В ней игрушки можно сказать общие. Хорошо,если он взял эту лопатку первым,пусть условно она его. Но это не повод бить.

    Т.е. вы предлагаете детям 2 и 3 лет самим разрулить конфликт. Это знаичт:
    1. проанализировать произошедшее
    2. отследить причинно-следственные связи
    3. придумать иную развязку события
    4. заранее предсказать ее результат (он должен по условию приводить к мирному разрешения конфликта).
    Как думаете, это по силам детям, одному из которых 2, а другой 3 годика?
    Если вы сама - взрослая женщина - теряетесь, и не знаете как поступить????
    думаю, ответ очевиден. Так зачем заранее ставить детей в условия, запрограммированные на неудачу. (не исключено, что ваша дочь плачет и молчит, потому что уже получила негативный опыт разруливания конфликтов.)

    В этой ситуации разумнее всего - действовать самой. Быстро оказаться рядом, закрыть дочь от ударов брата, например, подставив руку. И попытаться озвучить детям то, что произошло. Но для этого сесть на корточки, так, чтобы ваше лицо оказалось на уровне ребенкиного, убедиться, что доска смотрит на вас, что она вас слышит: "Марина, ты взяла игрушку Данилы без спроса, Данила рассердился. Марина, ты же знаешь, если хочешь взять чужое - надо попросить. Скажи как правильно.... Давай, я тебе буду подсказывать: "Данила, дай мне, пожалуйста, игрушку..." А давай мы предложим Даниле взамен твой самокат. Данила - будешь меняться? ... Марин, Данила не хочет отдавать тебе игрушку, он сам хочет в нее играть. Да, ты расстроилась. Но это его игрушка. Пусть он играет, а мы с тобой в это время порисуем мелками..."
    Как-то так...

    Знаете до меня сейчас немного начинает доходить.Хочу уточнить,а если накосячит Данил,что в этой ситуации делать? Я не могу его ругать это не мой ребёнок. Отвести его к его маме? А если его мамы нет рядом?! Пожаловаться бабушки которая на данный момент заменяет маму?

    То есть все игрушки нужно разделить.Мы и так из дома убрали все чужие и оставили только свои. Мне в песочнице теперь нужно разделить наши игрушки от Данилкиных. Я правильно мыслю?

  • Статьи по теме