Осаго: насколько подорожает полис. Осаго подорожает сильнее, чем ожидалось Когда подорожает осаго в новом году

В последнее время владельцы автомобилей начали говорить о том, какие изменения могут произойти с оформлением ОСАГО в 2019 году. Уже известно о том, что цена страховки станет выше, а еще повысится тарифный коридор базовых ставок.

В 2019 году произойдет первый этап реформирования автогражданки, который затронет всех автовладельцев. Так, уже известно, что с осени этого года начали действовать новые коэффициенты расчёта ОСАГО. Они зависят от стажа и возраста водителя.

Важно знать
С 2019 года каждый автовладелец получит право самостоятельно выбирать себе тарифный план и менять принцип оплаты полиса. С 2020 года планируется полная отмена базовой стоимости страховки, сумма будет устанавливаться индивидуально для каждого, после переговоров между владельцем автомобиля и страховым агентом.

Согласно старым правилам, стоимость ОСАГО рассчитывается на основании территории использования автомобиля и его мощности. Этот принцип ещё будет сохраняться на первом этапе.

Водители из благополучных регионов будут платить меньше по сравнению с водителями из депрессивных регионов. Но от такого принципа хотят полностью отказаться и производить расчёт в зависимости от стажа.

Размер базовой ставки будет выглядеть следующим образом:

  1. Для автовладельцев младше 22 лет и имеющих стаж меньше 3 лет, ОСАГО повысится в 1,8 раз.
  2. Для владельцев авто старше 22 лет и имеющих стаж вождения более 3 лет, размер страховки останется на прежнем уровне.

Следует отметить что этой осенью ввели 50 дополнительных категорий. Все группы разделены по стажу и возрасту.К примеру, если водителю 25 лет и у него стаж меньше 9 лет, то коэффициент составит 1,04, а ОСАГО увеличится на 4%.

Владельцы авто старше 30 лет и имеющие 10 лет опыта вождения, будут платить меньше за полис. Больше всех будут платить начинающие водители.

Говорится, что размер штрафа будет зависит от законопослушности владельца, от того в какое время он чаще всего пользуется своим автомобилем. Правонарушителям полиса придётся заплатить больше.

За езду без аварий планируется поощрение водителей, в таком случае размер полиса будет дешевле на 5%. Получается, что коэффициент будет закрепляться за каждым человеком индивидуально.

Стоимость базовой страховки для автомобиля с коэффициентом 1 находится в пределах от 3432 до 4118 рублей. Размер во многом зависит от страховщика. Автовладельцы сами будут определять как им лучше страховать свой автомобиль, а именно:

  • 2000000 руб по материальному ущербу и ущербу, который был нанесен здоровью и жизни;
  • 1 млн руб по материальному ущербу и ущербу нанесенному здоровью и жизни;
  • 4000 руб. по материальному ущербу и 5000 руб по нанесенному здоровью и жизни ущербу.

Появится возможность определять срок действия полиса.Если раньше его выдавали только на один год, то сейчас его можно получить сразу на три года.

В следующем году в некоторых регионах страны собираются запустить пилотный проект, который будет определять владельцев уклоняющихся от страхования.

Этим будут заниматься новые видеокамеры у которых установлена интеллектуальная система обработки получаемой информации.

Со следующего года будут актуальными следующие виды штрафов:

  1. За отсутствие полиса ОСАГО владельцу авто придётся заплатить 800 руб.;
  2. При нарушении оформления страховки или не предоставлении страховки по требованию, водителю придется заплатить 500 руб..

В случае если пилотный проект покажет себя с лучшей стороны, в скором времени будут отменены все бумажные полисы, их заменят на единый электронный документ. Это позволит уменьшить махинации со страховыми полисами, которые в последнее время очень сильно участились.

Страхование автогражданской ответственности в России носит обязательный характер, поэтому каждый водитель при покупке машины и дальнейшем ее использовании обязан купить полис ОСАГО. Подорожание ОСАГО является самым обсуждаемым вопросом среди автовладельцев на фоне предложений ЦБ и Министерства финансов о реформе «автогражданки». Так когда подорожает ОСАГО и на сколько могут возрасти цены на страховые полисы? Эти вопросы постараемся разобрать в данной статье.

Чем обусловлено повышение тарифов ОСАГО?

Последнее увеличение стоимости ОСАГО произошло в 2015 г. Именно в указанном году автолюбители застали целых два повышения. В начале 2015 г. Центральный Банк увеличил базовый коэффициент для легковых транспортных средств с 2 574 рублей до 3 432 рублей, а после и вовсе до 4 118 рублей. В 2017 г. базовая ставка по ОСАГО осталась неизменной и составила 4 118 рублей для легковых транспортных средств. На первую половину 2018 г. было запланировано плавное повышение базовых тарифов и коэффициентов.

ЦБ предложил расширить тарифный коридор на 20% в обе стороны с целью справедливого ценообразования. Расширение позволит страховщикам увеличивать цену на полис для аварийных и неаккуратных водителей и снижать для тех, кто соблюдает ПДД и не попадает в ДТП.

Произошедшее изменение тарифов ОСАГО в 2015 г. в основном было связано с большой убыточностью и повышением стоимости ремонтных работ в результате девальвации рубля. Поскольку страховые компании несли большие потери, Центробанк повысил тарифы и привлек тем самым больше денежных средств в страховые компании. По данным исследования Аналитического КРА убыточность в 2016 г. составила целых 73%. В 2017 г. убытков было больше, и они составили 94%.

Высокие выплаты по ОСАГО в 2015-2017 гг. были связаны не только с большой убыточностью, но и с появлением огромного количества автоюристов, которые были готовы за фиксированную плату взыскать со страховой компании больше денег. Именно поэтому в 2017 г. денежная выплата была заменена «натуральной», т.е. страховая компания стала обязана выплачивать не деньги за ущерб, нанесенный авто, а оплачивать его ремонт в сервисном центре.

На сколько подорожает страховка?

На начало 2018 г. уже существовал предварительный перечень возможных изменений по обязательному автострахованию, часть из которых активно обсуждается до сих пор. Предполагается, что полисы ОСАГО на неограниченное количество водителей сильно подорожают, то есть при расчете будет применяться не действующий сейчас коэффициент 1,8, а повышенный - 2,7.

Российский союз автостраховщиков выдвинул инициативу отменить территориальные коэффициенты или увеличить их в некоторых субъектах РФ, где страховой бизнес наиболее убыточен. Было предложено в обязательном порядке увеличить коэффициент в Волгограде, причем сразу в 2-6 раз. Если такое изменение действительно произойдет, стоимость страховки с 5 500 рублей возрастет до 33 000 рублей. Однако, как говорят эксперты, такое удорожание не может произойти резко, скачком, реформы должны проводиться плавно, поэтапным расширением тарифного коридора.

В мае 2017 г. ЦБ РФ выдвинул инициативу ввода в ОСАГО более подробной системы тарифных коэффициентов по двум параметрам - стажу и возрасту водителя. Так, для молодых водителей (20-24 года) со стажем вождения более 2 лет ОСАГО подорожает на 55%. Для водителей от 49 лет с опытом вождения от 14 лет предложили ввести скидку до 34%. По проекту ЦБ будет введено около 50 градаций для коэффициента возраста и стажа - самый высокий показатель будет применяться для водителей 16-21 года, а самый низкий - для водителей 30 лет со стажем в 10-14 лет.

Когда ждать повышения цен?

Существует ряд поправок, которые активно обсуждались в 2017 г. и были подготовлены для принятия в 2018 г. Из-за большого общественного резонанса по вопросу ОСАГО изменение стоимости все время откладывалось - сначала были проведены общественные слушания, затем созданы рабочие группы, но до октября 2018 г. законопроект об изменении базовых ставок так и не попал на рассмотрение в Госдуму.

Будут ли реализованы все внесенные предложения по ОСАГО в 2018 году неизвестно. Заместитель министра финансов А. Моисеев на одном из последних пленарных заседаний в Госдуме заявил, что законопроект об изменении базовых ставок на полисы и введении коэффициентов стажа и возраста водителей как основных для расчета может состояться в осеннюю сессию 2018 года, если их включат в качестве поправок к законопроекту Министерства финансов. Зампред ЦБ РФ В.Чистюхин заявил, что нужно комплексно подходить к актуарным расчетам, и проводить все изменения в одно время, чтобы потом не ждать целый год из-за существующего законодательного ограничения. Также Чистюхин уверил, что ценовая и физическая доступность страховки сохранится в 2018 г.

Новые цены и повышение выплат по ОСАГО

В последнее время от водителей поступало большое количество жалоб на действия страховых компаний из-за увеличения стоимости полисов, навязывания дополнительных услуг и сложностей с оформлением. Но у этого были и положительные моменты - повышение стоимости ОСАГО сопровождалось не только ростом стоимости страховки, но и повышением размеров выплат. После нововведений водители могут рассчитывать на получение компенсации в размере до 400 000 и 500 000 рублей. Страховая компания обязана выплатить до 400 000 рублей для проведения ремонтных работ по восстановлению транспортного средства. На выплату до 500 000 рублей могут рассчитывать граждане, которые получили травмы в результате ДТП.

Министерство финансов еще в 2016 г. предложило ввести новые лимиты ответственности по ОСАГО, равные 1 и 2 миллионам рублей. Такое увеличение размера выплат планируется осуществить на втором этапе реформы «автогражданки» после расширения тарифного коридора.

Благодаря повышенным выплатам многие водители могут ремонтировать свои авто и не переживать, что придется доплачивать из собственного кармана. Несомненным плюсом является тот факт, что утвержденный максимальный лимит ответственности в 2017 г. выплачивается каждой пострадавшей стороне, а не делится между всеми участниками аварии. Если сравнить прежние условия, которые действовали до повышения тарифа в 2015 г., то водители могли рассчитывать на сумму до 120 000 рублей на ремонтные работы и до 240 000 на лечение.

Стоимость страхового полиса с 1 сентября 2018 года

В начале 2018 г. ЦБ заявил о своих намерениях в сентябре того же года расширить тарифный коридор, а также изменить 2 коэффициента - КБМ и возраста и стажа водителя. По факту стоимость ОСАГО в сентябре 2018 года не изменилась, поскольку соответствующие поправки в закон не были внесены, а законопроект даже не рассматривался в Государственной думе и Совфеде. Игорь Юргенс, президент РСА, пояснил, что предстоящие изменения не говорят об однозначном повышении цены на полисы - это случится только в отношении 20% водителей, которые неаккуратно ведут себя на дороге. Для остальных же 80% тарифы на страховые полисы могут быть снижены. В таблице ниже представлены ценовые изменения, которые может повлечь реформа ОСАГО.

Таблица - Стоимость полиса ОСАГО до и после реформы

Составляющие стоимости
До реформы
После реформы
Базовый тариф
3432 – 4118 рублей
2746 – 4942 рублей
Коэффициент бонус-малус
0,5-2,45 (может применяться несколько коэффициентов в зависимости от количества полисов, в которые вписан водитель)
Будет применяться 1 коэффициент для каждого водителя
Территориальный коэффициент
0,5-2
Может быть отменен
Коэффициент возраста водителя и стажа вождения
1-1,8
0,96-1,87
Срок действия договора
1 год
От 1 дня до 3 лет
Коэффициент мощности
0,6-1,6
Может быть отменен

Страховщикам расширят тарифный коридор ОСАГО, а также дадут возможность самим устанавливать значения коэффициентов, на которые тариф будет умножаться. Это первые шаги к так называемой либерализации автогражданки.

Министерство финансов и Центробанк сейчас разрабатывают "дорожную карту", по которой такая будет осуществляться. Эту карту страховщики ожидают со дня на день. В ней будут расписаны все этапы большого пути автогражданки. А то, что либерализация будет поэтапной, сомнений давно не вызывает. Для автомобилистов этот документ так же важен, как и для страховщиков: станет понятно, кому и на сколько дороже обойдется новый полис.

Что заложено в этой карте - пока можно только предполагать с той или иной долей уверенности. Сразу тарифы никто не отпустит в свободное плавание. Это может стать шоком для рынка в целом и автомобилистов в частности. Ведь страховщики утверждают, что тариф сильно недооценен. Но тарифный коридор может быть расширен. Так, например, сейчас базовый тариф страховщик устанавливает сам. Для легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, в пределах от 3432 рублей до 4118 рублей. Разбег небольшой. И вот эту вилку могут увеличить.

Еще один важный момент - это коэффициенты. Сейчас у нас начисляются территориальный коэффициент, коэффициент по возрасту и стажу, по мощности автомобиля. Эти коэффициенты фиксированные, и их устанавливает Центробанк. Так вот предлагается отдать эти коэффициенты на откуп страховщикам. Чтобы они сами устанавливали, какие из них использовать и с каким значением.

При этом фиксированным останется коэффициент бонус-малус, то есть за безаварийную езду. А также коэффициент за нарушение Правил дорожного движения, если его введут.

Также на первом этапе будет установлен верхний предел страховой премии, чтобы успокоить аппетиты страховщиков. То есть та сумма, больше которой полис для автовладельца стоить ну никак не может.

Но к верхней планке добавится и нижняя. Она нужна, чтобы не дать возможность некоторым недобросовестным страховщикам за счет очень привлекательной цены собрать с как можно большего количества клиентов денег, а потом раствориться с ними. Такое уже бывало в "детском возрасте" автогражданки.

После первого этапа начнется второй. Тогда уже верхние лимиты отпадут вовсе. Но до этого этапа еще далеко. Изначально речь шла о реализации либерализации ОСАГО в 4 года.

Несложно предположить, что в результате полис автогражданки существенно подорожает. Впрочем, в Российском союзе автостраховщиков утверждают, что рост стоимости будет временным явлением. А потом цена даже упадет. И в качестве примера приводят опыт Германии.

Свободные тарифы ОСАГО на германском рынке установлены с 1 июля 1994 года. При этом либерализации там боялись так же, как у нас. Автовладельцы были уверены, что не сдерживаемые контрольно-надзорным органом тарифы начнут расти. Но на деле все произошло ровно наоборот. Так, к моменту либерализации в 1994 году средняя цена полиса ОСАГО в Германии составляла сумму, эквивалентную почти 300 евро. После отмены регулирования средняя цена резко пошла вниз, достигнув примерно 250 евро в 1999 году и чуть больше 200 евро в 2010-м. На свободном рынке цены достаточно изменчивы - в 2015-м средняя стоимость полиса составила 248 евро, но выше 260 евро после либерализации цена уже не поднималась.

После либерализации значительно выросла средняя сумма возмещения ущерба за вред жизни и здоровью пострадавшего в ДТП: с примерно 11 тысяч евро в 1994 году до 16 529 евро в 2015-м. При этом средняя сумма возмещения материального ущерба осталась практически неизменной и находится в районе 2400-2500 евро.

С другой стороны, освобождение тарифов и последовавшее за ним снижение средней премии отразились на бизнесе германских автостраховщиков: технический результат страховых компаний по ОСАГО после 1994 года стал резко падать, сократившись почти до минус 1,7 млрд евро к 1999 году. Но затем рынок адаптировался к изменениям регулирования, и уже в 2002 году технический результат страховых компаний по ОСАГО вышел в положительную зону. А по итогам 2003-го он составил 0,5 млрд евро, что стало максимальным техрезультатом по обязательному автострахованию, начиная с 1980 года.

Либерализация ОСАГО в России назрела уже давно, это показывает международный опыт - так, Германия уже 24 года живет со свободными тарифами, - отметил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Отечественный рынок ОСАГО отличается от немецкого. Главные опасения в том, что либерализация вызовет резкий рост тарифов в регионах, где активны автоюристы и мошенники. Однако страховщики уже заметили положительный эффект от приоритета натурального возмещения в ОСАГО - сумма выплат по страховым случаям автогражданки в январе-марте 2018 года сократилась на 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 33,5 миллиарда рублей. Поэтому, как считают в РСА, рост тарифов в проблемных регионах не будет столь значительным.

Либерализация тарифов нужна не только страховщикам для балансировки убыточности ОСАГО, спровоцированной криминальными автоюристами. Свободные тарифы ОСАГО означают справедливое тарифообразование именно для потребителей. Сейчас в условиях жесткого регулирования тарифов государством все автовладельцы - и молодые, и опытные, и аккуратные, и лихачи - платят усредненную цену за страховку.

При этом установить соразмерную риску цену в условиях тарифного регулирования страховщик не может. А это означает, что опытные и аккуратные водители вынуждены переплачивать за полис, компенсируя недоплату за риск со стороны молодых и аварийных водителей. Свободное тарифообразование позволит устанавливать цену для каждого водителя индивидуально. Скорее всего, большая часть водителей будет платить меньше - ведь скидкой за безаварийную езду пользуется 81 процент водителей, - сообщил Игорь Юргенс.

Впрочем, российские водители опасаются иного. А именно сговора страховщиков, когда те установят максимально возможные тарифы даже для тех, кто в аварии никогда не попадал. Ведь находят они способы ограничивать продажу полисов ОСАГО даже после всех мероприятий, которые должны были сделать автогражданку доступной.

Страховой рынок замер в ожидании реформы ОСАГО. Учитывая, что в России зарегистрировано более 40 млн автомобилей, а права ежегодно получают свыше 1,3 млн человек, вопрос касается почти каждой семьи. ЦБ, Минфин, депутаты Госдумы и Российский союз автостраховщиков выступают за либерализацию тарифов страхования «автогражданки». Предлагается 19 нововведений, которые можно считать революционными, и постепенный переход на персональный расчет стоимости полиса, в котором будут учитываться стаж, возраст водителя, аккуратность и соблюдение ПДД. Обсуждение возможных законодательных изменений идет в Госдуме по второму кругу, и пока депутаты не пришли к единой поддержке тарифных нововведений. Ряд парламентариев — например заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков — считает, что изменения приведут к значительному повышению стоимости страховки. В Центробанке возражают: та увеличится не более, чем на 1,5%. Но не для всех. «Инвест-Форсайт» узнал у игроков отрасли и авторов финансовых Telegram -каналов, к чему же могут привести анонсированные изменения.

Наталья Селиверстова / РИА Новости

Telegram -канал «Бойлерная» (@boilerroomchannel )

— Хороший день для автолюбителей. Вчера стало известно, что страшные байки — ОСАГО подорожает на 20% — оказались информацией из области «слышу звон, да не знаю, где он». Полис, в среднем, если и подорожает, то не более чем на 1,5%. Чтобы отшлифовать систему ОСАГО, к которой много претензий у всех, ЦБ предлагает расширить тарифный коридор, изменить подход к присвоению коэффициента бонус-малус, который предусматривает скидку за безаварийное вождение, совершенствовать коэффициент по возрасту и стажу. Есть четкое осознание, что реформа ОСАГО нужна, ее поддерживают не только ведущие страховщики (Ингосстрах и др.), но и автолюбители. По итогу цена на ОСАГО при пересчете на конкретное лицо и автомобиль может даже снизиться, так как тариф будет индивидуальным: в нем будет учитываться водительский стаж, количество штрафов за нарушения ПДД, аварийность. А кто у нас не хочет платить меньше за хорошее вождение?

Telegram- канал The Mad Insurer (@madinsurer)

— У нашей маленькой редакции о рынке ОСАГО свое мнение. Во-первых, мы не верим в убыточность ОСАГО как вида страхования для страховщиков. Страховщики, утверждая об убыточности, «забывают» о том, что продолжают тем не менее до сих пор выплачивать агентское вознаграждение в размере до 25% через различного рода схемы (вместо разрешенных 10%), а были времена, когда и 40% платили легко (РСТК, «Согласие», Росгосстрах, «Ариадна», «Гута-Страхование», «Адмирал», «Ростра» и т.д.). Все это делалось для быстрого сбора денег и ухода с рынка по-английски. Во-вторых, страховщики (в первую очередь, Росгосстрах) вместе с Российским союзом автостраховщиков сами виноваты в появлении автоюристов. Если бы изначально страховые компании честно выполняли свои обязательства перед клиентами (как, например, в обоснование применяемой при расчете страховой выплаты использовались бы активнее сборники «Прайс-Н», содержащие хоть какой-то вменяемый анализ средней стоимости нормочаса, а не рукотворные значения, созданные самими страховщиками и спущенные ими сверху в оценочные организации, готовившие на их основе расчет страховой выплаты) и были бы прозрачные правила игры, то всей этой ситуации с мошенничеством и юристами в таком объеме точно не было бы. В-третьих, несусветная глупость была изначально делать ОСАГО с привязкой к каждому транспортному средству. Более логично было бы страховать ответственность водителя, и тариф брать, исходя не из лошадиных сил автомобиля, а из опыта и возраста водителя и примерного перечня транспортных средств, на которых он планирует передвигаться. Например, в семье из двух человек-водителей есть мотоцикл, две легковые машины и старая «Газель» для поездок на дачу. Все четыре транспортных средства не могут физически одновременно выехать на дороги, зачем тогда одновременно страховать ответственность при их управлении по ОСАГО? Надо застраховать водителей, ограничив перечень транспортных средств, на которых они передвигаются (например, по стоимости самих транспортных средств и году выпуска).

Telegram-канал «Рисковик» ( @riskovik )

— В ситуации с ОСАГО возмущает иезуитская логика чиновников: цены уже подняли (раза в два), с убыточностью — «все хорошо», а вилку цен на полисы все равно еще раз поднимут. Учитывая, что больше всех «плакал» об убыточности ОСАГО погрязший в схемах и воровстве Росгосстрах, почему нам, потребителям, снова «оплачивать музыку»?! Что нам совсем недавно рассказали: Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА) фиксируют снижение убыточности в ОСАГО по итогам января—сентября 2018 года.

«С убыточностью в ОСАГО по этому году у страховых компаний, которые специализируются на страховании автогражданской ответственности, мягко говоря, все очень хорошо », — сказал всему рынку директор департамента страхового рынка ЦБ РФ Филипп Габуния .

Так объясните, зачем снова ухудшать ценник? Самое печальное — никто уже не верит, что для кого-то ОСАГО подешевеет, и прогноз роста цены полиса на 1,5% от ЦБ тоже вызывает печальную улыбку. Автолюбителей и сочувствующих им — практически вся страна. Ростом цены ОСАГО почти у каждой семьи вы, господа чиновники и страховые лоббисты, опять отнимете деньги. Может, еще раз подумать и отказаться от этой идеи?

Сергей Демидов , управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств Группы «Ренессанс Страхование»

— На данном этапе реформы страховые компании не имеют возможности предлагать индивидуальный тариф для каждого конкретного клиента, речь идет только о расширении тарифного коридора. Поэтому мы не ожидаем заметных изменений тарифов для большинства клиентов, ни в сторону увеличения, ни в сторону снижения. Существенные изменения произойдут после полной либерализации тарифов, запланированной ЦБ на 2019 год, причем тогда мы сможем ощутимо снизить тарифы для большинства клиентов, ведь у 90% водителей за год не происходит страховых случаев. Снижение ждет опытных водителей с хорошей страховой историей, большим стажем вождения, убыточных клиентов, наоборот, ждет увеличение стоимости полиса. Стоимость ОСАГО станет более справедливой, аккуратные водители перестанут платить за лихачей.

Telegram- канал « Интернетчеловек » ( @internet_people )

— Нарушение баланса спроса и предложения в этом сегменте рынка — это то, что мы имеем сейчас. До того как ЦБ стал мегарегулятором, тарифы ОСАГО практически не менялись. После того как страховой рынок перешел под контроль Банка России, тарифы «вдруг» стали постепенно повышаться. А вдруг ли? Средний чек в магазинах из года в год растет. Чудес на фоне инфляции не бывает. ЦБ хочет видеть рынок ОСАГО доступным для потребителей и прозрачным. Страховые компании, жалуясь на убытки, желают перенести свои затраты на потребителей. Спрос и предложение «должны», с точки зрения здравого смысла, прийти в соответствие. Если это, конечно, возможно, когда у нас в стране полуручное управление. В работоспособность коридора при таком управлении по тарифам ОСАГО плюс-минус 20% — верится. При этом средний чек у потребителей финансовых услуг будет очевидно больше. Хотелось бы не более чем на 1,5%, как рассказывает ЦБ, впрочем, никто этих актуарных расчетов регулятора не видел, и сложно верить в эту среднюю температуру по больнице.

Что касается этапа, когда тарифы ОСАГО предлагается отпустить в свободное плавание, то оценивать сложно. Да и верится в это на фоне всеобщего огосударствления финансового сектора (посмотрите хотя бы на банки) и желания ЦБ все держать в ежовых рукавицах — очень слабо. Добавить сюда можно много, в том числе влияние на инфляцию возможных санкций. С таким успехом можно заявить и о свободных тарифах на жилищно-коммунальные услуги. Давайте подождем: представляется, что последний этап реформирования тарифов ОСАГО (свободное ценообразование) останется только на бумаге в отдельных кабинетах власти.

В целом считаю, что ЦБ в последние годы делает много положительного для наших автолюбителей: продажа электронных полисов (помнится, сам принимал в этом участие), введение периода охлаждения и приоритета натурального возмещения. Мысли отказа от нескольких коэффициентов, повышающих базовый тариф (региональный и зависимость от количества лошадиных сил транспортного средства) уже нашли положительную оценку у наших автолюбителей.

Сергей Ряховский , генеральный директор страхового агентства «АПФ Групп»

— В 2019 году нас, скорее всего, ждет ряд косметических изменений. Увеличат «тарифный коридор» до 20% в обе стороны, то есть страховые компании должны будут ещё больше конкурировать между собой. Отмечу, что жизнь внесёт свои коррективы, и всё на самом деле будет более прозаично: в регионах, где у страховщиков фиксируются убытки, будут выставлены максимальные значения базовой ставки. При этом в Москве и области, например, мы первое время будем наблюдать неопределенность среди участников рынка. Нас ждет снижение ставки рядом компаний (для увеличения ликвидности) на несколько месяцев, потом её увеличение до среднего по рынку уровня, потом по цепочке так начнут делать остальные игроки. Предположу, что, скорее всего, будут изменены различные поправочные коэффициенты. Основное изменение коснется КБМ (коэффициента бонус-малус). Сейчас у многих водителей можно встретить различный КБМ по состоянию на разные календарные даты. Планируется окончательно зафиксировать его и убрать эту «двойственность». Естественно, это будет сделано неблагоприятным для водителя образом — выберут коэффициент с наименьшей скидкой. Также усовершенствуются коэффициенты возраста-стажа. Однако я считаю, что в итоге будет дополнительно введено много новых категорий и значений, а по факту изменения будут несущественными, если брать рынок в целом. Молодые автолюбители «заплатят» за скидки для более опытных водителей.

Марк Зислин , сооснователь страхового агентства AMinsure

— Тарифы по ОСАГО, конечно, должны измениться. Дело даже не в конечной стоимости, а в том, какие факторы влияют на тариф на сегодняшний день. Последствия предсказуемы — среднестатистический полис ОСАГО наверняка станет дороже, хотя для опытных водителей, которые ездят без аварий, вполне возможно понижение стоимости полиса. Тарифы будут в большей степени зависеть от истории вождения водителей, а не от параметров автомобиля. И это, конечно, правильно! С точки зрения урегулирования убытков ничего не изменится. До тех пор пока расчет стоимости запчастей для ремонта по ОСАГО ведется по ценам ниже рыночных, автосервисам будет и дальше не хватать денег на ремонт. Из-за этого будет и дальше страдать качество ремонта и затягиваться сроки. Автовладельцы будут по-прежнему недовольны и станут винить во всем страховые компании. Хотя на самом деле ответственность за происходящие лежит на правительстве, которое установило такие правила игры и обязало по ним играть страховщиков. Как бы нам, автовладельцам, ни казалось, что страховщики жируют с такими ценами на ОСАГО, но мы не учитываем того, что, помимо расходов на урегулирование убытков, из этих же денег содержатся сотрудники, арендуются офисы, платятся налоги и т.п. То есть на выплаты остается не так много, как нам кажется. Автовладельцы как оформляли полисы ОСАГО, так и будут оформлять дальше — это обязательный вид страхования. Страховые компании в свою очередь будут и дальше говорить о том, что по ОСАГО работают в убыток, то есть в сухом остатке ничего не изменится.

Дмитрий Белов , директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр»

— Расширение тарифного коридора — диапазона, в пределах которого страховые организации могут по собственному усмотрению устанавливать ставку на свои услуги, — составит, по прогнозам, 20% в обе стороны — до 2,7-4,9 тыс. руб. В 2018 г. коридор базовых ставок составляет 3,4-4,1 тыс. руб. Данные меры принесут страховым компаниям порядка 15 млрд руб. дополнительных премий, за счет которых страховщики смогут компенсировать потери за 2017 г. Не коснется повышение тарифов владельцев мотороллеров и мотоциклов: тарифная вилка на данные ТС снизится на 10,9% и составит от 0,65 до 1,4 тыс. руб. Для юридических лиц максимальная цена полиса ОСАГО будет снижена на 5,7% и составит 2,9 тыс. руб. В 2019 г. вполне возможно повышение стоимости услуг ОСАГО. Согласно ст. 3 ФЗ N 40 от 25.04.2002 г. «Об ОСАГО», изменение базовой ставки можно проводить один раз в год. Последняя корректировка тарифов ОСАГО проводилось 12.04.2015. Увеличение тарифного коридора по ОСАГО позволит не только компенсировать убытки страховых компаний, но и повысить качество предоставляемых услуг. Помимо повышения тарифов, проект изменений в законодательство включает поправку в коэффициентах за грубые нарушения ПДД, увеличение стоимости полиса при авариях, произошедших по вине водителя, а также — систему скидок за безаварийное вождение. Изначально поправки планировалось внести еще в августе 2018 г., но конкретная дата их принятия не называется. Пока есть возможность приобрести полис по старой ставке. В случае если автовладелец приобретет полис ОСАГО до повышения тарифа, ставка для него не изменится до окончания действия договора со страховой компанией. Что касается корректировок в механизме заключения электронных договоров ОСАГО, то 4 сентября изменились требования к загружаемым на сайт страховщика сканам документов. Теперь к одному номеру телефона можно привязать только один личный кабинет на сайте страховой компании, и договор будет вступать в силу только через 3 дня с момента его заключения. На данный момент это все изменения в законе об ОСАГО, которых стоит ожидать в обозримой перспективе.

Ольга Кучерова , страховой обозреватель «Банки.ру»

— Заявленные Минфином и Банком России изменения в тарификации ОСАГО нацелены на установление более справедливого тарифа для каждого водителя, что должно привести к снижению цены полиса для опытных и безаварийных водителей и повышению для тех, кто регулярно создает аварийные ситуации на дорогах. Очевидно, будет повышен тариф и для молодых водителей с небольшим стажем, вне зависимости от того, насколько аккуратно они ездят. Уже несколько страховых компаний официально заявили, что готовы снизить тариф в 20-25 наиболее благополучных регионах. Согласно последней актуарной оценке, проведенной Банком России по итогам первого полугодия, средний рост тарифа для легковых автомобилей и водителей-физиков не превысит 1,5%. Эти цифры озвучил зампред ЦБ Владимир Чистюхин на совместном заседании комитета по транспорту и строительству и комитета по финансовому рынку 7 ноября. Согласно предыдущей оценке, по итогам 2017 года ожидался рост тарифа в 44%. Такое резкое снижение ожиданий изменений тарифа стало следствием того, что ситуация на рынке ОСАГО постепенно выравнивается. По оценке Российского союза автостраховщиков, с которыми, в принципе, согласен и Банк России, для 80% автомобилистов тариф не изменится. Мегарегулятор при этом неоднократно заявлял: в обозримом будущем отмены верхней границы тарифа не ожидается. Более того, сейчас Банк России добивается законодательного закрепления права снижать тариф, установленный страховщиком, если видит его чрезмерность.

Подписывайтесь на канал « » в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «

09:06 — REGNUM В России уже с 1 сентября 2019 года страховщики могут получить право устанавливать стоимость полиса обязательной автогражданской ответственности на 30% выше или ниже базовых тарифов. Соответствующий законопроект с финальными поправками Минфина РФ уже направлен на рассмотрение в правительство России, пишут «Ведомости ».

Уже 1 сентября 2020 года, согласно поправкам, автостраховщики смогут устанавливать стоимость полиса ОСАГО выше или ниже базовых тарифов в пределах 40%. Но все это при условии, что максимальная цена не окажется больше максимального базового тарифа.

Одновременно Минфин предлагает отменить коэффициент мощности и региональный коэффициент.

На цену полиса будут влиять такие показатели водителя, как частота нарушения правил, резкость торможения и перестроения, частота и длительность использования машины. В дополнение ко всему, автомобилисты смогут приобретать ОСАГО сразу на три года.

Как сообщало ИА REGNUM , согласно поправкам в закон об ОСАГО, ранее подготовленным Минфином РФ, предполагается, в частности, что страховщики сами будут отслеживать стиль вождения автомобилиста с помощью специального устройства, прикрепленного к транспортному средству. Стиль вождения, а также количество нарушений ПДД будут одними из факторов, которые повлияют на итоговую стоимость полиса ОСАГО.

Также документ по либерализации ОСАГО предполагает введение трёх видов полисов — со страховыми суммами от 400 тыс. до 2 млн рублей. При этом предлагается отказ от существующих коэффициентов, привязанных к мощности двигателя и месту регистрации транспортного средства, в пользу новых — в частности коэффициента нарушений водителем ПДД.

История вопроса

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) первым появилось в США - в 1920-х годах как новый вид страхования. Уже в 1940-1950 годах оно приобрело популярность в Европе. В России закон об ОСАГО вступил в силу 1 июля 2003 года, хотя предпосылки к нему были и в СССР, идея ввода такого закона обсуждалась еще в 1960-х годах.

В середине июля 2019 года стало известно, что в Госдуму правительством РФ внесён законопроект о либерализации ОСАГО. Им предлагается отменить ряд коэффициентов, а также позволить страхователю "использовать телематическое устройство, фиксирующее характер вождения". Подобный гаджет даст водителю, установившему его, скидку на ОСАГО, если он аккуратен при вождении.

Также в России планируется поэтапная отмена коэффициентов мощности и территории: первые - с 1 октября 2020 года, вторые - с 1 января 2020 года. С начала 2020 году ожидается рост страховой суммы за вред жизни и здоровью - с 500 тыс. до 2 млн рублей. А в июне 2019 года на рассмотрение депутатам внесли законопроект, существенно повышающий штрафы за отсутствие у водителей ОСАГО.

Статьи по теме