Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную

Как американский Autocar превратился в советский ЗИС‑5, выяснил эксперт «За рулем».Уникальный четырехосный грузовик ЯГ‑12: символ мощи Советов Прославленный грузовик ЗИС‑5 — герой предвоенных строек, войны и восстановления страны после Великой Отечественной. Работягу уважали за прочность и простоту конструкции. Его чаще всего называли «трехтонкой» за соответствующую грузоподъемность. А шоферы именовали ЗИС по-свойски — «Захар Иванович», или просто «Захар». Производство ЗИС‑5 начали в 1933 году, но ему предшествовали три модели: две отечественных и одна американская.

На автосборочных и авторемонтных предприятиях степень дисбаланса карданных валов определяют с помощью динамической балансировки на специальных стендах. Избавляются от этого вредного явления установкой на трубе балансировочных пластин, подкладыванием балансировочных прокладок под стопорные крышки подшипников крестовины, а в некоторых случаях снятием металла со специальных бобышек на вилках фланцев.

Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословнуюВнешне ЗИС‑5 незамысловат: с простой по форме кабиной и характерным двухсекционным ветровым стеклом. Автомобили времен войны с индексом ЗИС‑5В оснащали еще более простой кабиной, часто — дверями с обшивкой деревянными рейками и крыльями без округлостей, а часть машин выпустили с одной (левой) фарой.Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословнуюПервый предшественник ЗИС‑5, грузовик АМО‑2, был точной копией американского автомобиля Autocar Dispatch SA 1929 года, на который СССР купил за океаном лицензию. В 1930–1931 годах собрали 1710 грузовиков АМО‑2 из американских деталей. С 1931 по 1933 год сделали около 36 тысяч АМО‑3 — идентичных по конструкции, но уже полностью из отечественных комплектующих.Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословнуюСоветская «трехтонка»: заглянули в ее родословнуюЗИС‑5 грузоподъемностью 3000 кг — типичный грузовик своего времени, с простой и прочной рамой и рессорами. Помимо ЗИС‑5 с колесной базой 3810 мм позднее начали выпуск удлиненных шасси ЗИС‑11 и ЗИС‑12 с базой 4420 мм — в основном для спецавтомобилей и автобусов.Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную

Многим мужчинам знакома ситуация, когда нет никакой возможности открыть навесной замок, который застыл на морозе. Есть простое решение этой проблемы, и в этом нам поможет спирт. Для этого нужно налить несколько капель спирта в замочную скважину и крепления дужек. Спирт проникнет даже в самую узенькую щель, благодаря этому вы с легкостью откроете замок.

ЗИС‑5 оснащали четырехступенчатой коробкой передач (5,95/2,84/1,76/1,00) с валами на шариковых подшипниках.Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословнуюАмериканская коробка передач фирмы David Brown отличалась от советской на ЗИС‑5 роликовыми подшипниками и иными передаточными числами: 6,59/3,75/1,84/1,00.Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословнуюДвигатель ЗИС‑5 — рядный, 6‑цилиндровый, рабочим объемом 5,6 л (101,6×114,3 мм), со степенью сжатия 4.7. Он развивал 73 л.с. при 2300 об/мин. Мотор стал родоначальником множества модификаций, которые делали вплоть до конца 1980‑х.Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословнуюВ основе советского двигателя — американский Hercules WXB, стоявший на Автокаре. Американские производители грузовиков основные агрегаты покупали у специализированных фирм, и Hercules была одной из самых именитых.Американский мотор и точные его копии на АМО‑2 и АМО‑3 имели рабочий объем 4,88 л (96,25×114,3 мм), степень сжатия — 5.0 (больше, чем у советского двигателя) и мощность пониже — 60 л.с. при 2200 об/мин. Американский мотор отличался от ЗИС‑5 также радиатором и элементами электрооборудования.Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословнуюПростое в обслуживании и ремонте сцепление ЗИС‑5 включало два ведущих чугунных и два стальных ведомых диска.Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную

Кстати, длительность режима охраны не ограничена. Важнее другое: нажав специальную кнопку, вы можете вынуть ключ из замка, выйти из машины и оставить ее под присмотром противоугонки при включенном зажигании (двигателе). Если после всех перечисленных действий сработает «тревога», сигнализация тут же перейдет в режим полной охраны с блокировкой двигателя, перезакрыванием дверей и включением всех датчиков. При этом в распоряжении угонщика не будет ключа, на связке которого обычно висит и брелок. Многие задают вопрос: а не страдает ли качество защиты в таком режиме охраны? Что ни говори — датчики отключены, а значит, вор может разбить стекло и влезть в машину, в которой работает движок... Эксперты отвечают, что для пущей подстраховки грамотный установщик всегда создаст еще один «тревожный» вход, например, от концевика стоп-сигналов.

Сцепление Автокара и АМО‑2 было немного иным: три ведущих и два ведомых диска.Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословнуюЗИС‑5 оснащали простыми тормозами с механическим приводом. Часть предвоенных автомобилей и выпущенные во время войны вообще комплектовали лишь задними тормозами. Считали, что для советских условий эксплуатации и скоростей тех лет механики без усилителя достаточно.Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословнуюНа Автокаре, АМО‑2 и АМО‑3 передние тормоза имели гидравлический привод. Опыт показал, что советская промышленность не обеспечивает должного качества деталей для гидропривода, а эксплуатационники не справлялись с обслуживанием и ремонтом более сложных тормозов.

В труде и в бою

5 феноменальных решений транспортера АТ-Л

ЗИС‑5 представлял собой максимально упрощенную, грамотно приспособленную к отечественным условиям эксплуатации американскую конструкцию.

Именно адаптация позволила сделать советский грузовик массовым и долговечным.
ЗИС‑5 выпускали до 1947 года. На трех заводах — в Москве, Ульяновске и Миассе, куда производство эвакуировали в 1941 году, сделали 562 588 машин. В 1947–1948 годах изготовили еще 13 893 ЗИС‑50 — ЗИС‑5 с модернизированным 90‑сильным мотором ЗИС‑150.

Многие сталкивались с тем, что иногда после большого пробега бывает трудно вывернуть из головки блока пригоревшую свечу зажигания. Натрите резьбу новой свечи грифелем простого мягкого карандаша, и она никогда не пригорит. Кстати, не повторяйте распространенную ошибку новичков при установке свечи. Они, *наживив* только пару первых витков резьбы, дальше доворачивают свечу ключом. Если наживить свечу с перекосом, при ее затягивании неизбежно будет испорчена резьба в головке блока. Свечу нужно вворачивать в гнездо до упора только от руки, и только потом ее можно окончательно подтянуть ключом.

ГАЗ-51Старые знакомые — дюжина самых массовых грузовиков СССР «Захары» с «благоприобретенными» более поздними деталями и узлами продолжали работать по всей стране вплоть до начала 1970‑х годов.
  • Наш ПАЗ‑672 и все его предки — тут .
  • Чайка ГАЗ-14 и ее американские «уши» — в этой публикации .
  • Как появился на свет ярославский грузовик ЯАЗ‑200, узнайте по этой ссылке .
  • Подлинная история грузовика ЗИЛ‑130 — здесь .
  • Родословная ГАЗ‑51 — тут .

В нашем интернет-магазине снижены цены на техническую литературу , руководству по ремонту и прочие книги и журналы издательства «За рулем».

Заранее позаботьтесь о покупке браслетов противоскольжения и антибуксов . Если планируется дальняя поездка, рекомендуем присмотреться к цепям противоскольжения .

Если, неожиданно заглохший в неподходящем месте автомобиль, невозможно переместить с проезжей части вручную, воспользуйтесь стартером и включенной первой передачей. Таким способом (но только в крайнем случае) можно «оттянуть» машину, освободив дорогу другим водителям.

Фото: из архива «За рулем»

Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную

Как американский Autocar превратился в советский ЗИС‑5, выяснил эксперт «За рулем».

Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную — фото 1283971Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную — фото 1283975Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную — фото 1283974Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную — фото 1283973Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную — фото 1283972Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную — фото 1283979Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную — фото 1283978

Перед сборкой карбюратора тщательно проверьте сопрягаемость соединяемых частей корпуса прибора. Наложите их друг на друга сначала без прокладок. Дело в том, что вследствие пластической усталости деформации в узлах крепления может возникнуть серьезный дефект — увеличенный зазор. Его невозможно компенсировать ни усиленной затяжкой винтов, ни установкой увеличенной или дополнительной прокладки. Единственный выход — убрать мешающий металл в местах стыковки. Если такой дефект обнаружен на поверхности без технологических выступов и буртиков, то можно произвести шлифовку на плоском ровном абразивном круге или бруске. Подойдет и кусок наждачной бумаги, помещенной на толстое стекло. В остальных случаях придется использовать напильник или надфиль. Главное в процессе шлифовки — почаще прикладывать друг к другу сопрягаемые поверхности, чтобы не убрать лишний металл. Рихтовать хрупкий материал нельзя. Необходимо добиться параллельности сопрягаемых поверхностей, что станет залогом герметичности соединений.

Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную — фото 1283977Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную — фото 1283976Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную — фото 1283982Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную — фото 1283981Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную — фото 1283980Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: